Событие
2006, 24 – Июль-август

Русский Surprise

Не прошло и трех лет активнейшего развития яхт-клубов в России, как некоторые из яхтсменов поняли, что, вообще-то, яхт-клуб — это глубоко культурное место


Хотя бы потому, что обычно во всем мире такое место — средоточие элиты общества, самых красивых, авантюрных и образованных людей. И размер личного состояния здесь — не самое важное. Сходите в Венскую оперу или в яхт-клуб Монако — вы увидите одних и тех же людей. Они выглядят одинаково элегантно и в смокинге на Лоэнгрине, и в клубном пиджаке с белыми брюками в ресторане княжеского клуба. Здесь придумываются удивительные вещи — как, например, поход принца Альберта по стопам своего прадеда — в Арктику (с остановкой в Москве). Неудивительно, что российские яхтсмены должны были дойти до осмысления своего места в культурном ландшафте страны. И опять впереди всех оказался яхт-клуб Буревестник. Потому что открытие нового сезона-2006 стало именно культурным событием, да еще и давшим старт целому долгоиграющему арт-проекту. Нет, конечно, можно было бы забабахать еще больше омаров, завезти еще круче вина, облить всех девушек шампанским... но куда уж дальше? В наши воды все равно Grand Blue не заходит, но зато у нас очень много начитанных и образованных людей. И руководитель яхт-клуба Андрей Бойко рискнул. Он полностью сменил направление. Он как бы сказал всей своей клиентской базе (они же друзья, они же яхтсмены Москвы): Господа, вы же культурные люди, смотрите, что я для вас приготовил....


Теперь самое гламурное по стилистическим и финансовым показателям событие начала лета вдруг обретает иное наполнение и несет натуральную миссию.

Нынче на зеленой лужайке вдоль причала, где пришвартованы Fairline и Riva, Ferretti и опять Riva, стоит стеклянный параллелепипед в 60 квадратных метров, повторяющий пропорции греческого Парфенона. Так стартует проект под названием Русский Павильон.

Стекло, заборная древесина в стиле деревня-колхоз, в вечных классических пропорциях здания обкома (в оригинале — виллы Палладия, также основанные на Парфеноне) — это выставочный зал, где теперь будут выставляться картины русских художников. Несколько странно для места, где правит бал увлечение морем, лодками, где наливают шампанское Perrier-Jouёt и танцуют красивые девушки под странноватую музыку.


Яхтсмены во всех странах — это, как правило, представители элиты, люди, склонные к искусству и культуре, — говорит партнер яхт-клуба Буревестник по проекту галерист Якут. — И в общем, для нас не самое главное — привести культуру прямо к трапам. Для нас самое главное, чтобы проект Русский Павильон стал мобильным и интернациональным. Павильон вместе со всем его содержимым достаточно быстро собирается и перевозится в иные города и страны. Желательно в те из них, куда можно прийти на яхте. Это и Лондон — попробуйте-ка поставить павильон на Chelsea Harbour! Хотя, скорей, конечно, это будет Canary Warf, и, чем черт не шутит, может, это будет Венеция. Тем более, там проходят биеннале, и многие авторы, из тех, кого хочет привлечь к работе над проектом галерист Якут, придутся там по вкусу. Часть из них была представлена 10 июня — в день открытия яхтенного сезона. Хотя для продвижения русской идеи космизма историческая экспозиция на тему Русская космическая утопия — Первый искусственный спутник (sputnik) — вряд ли в тему... Эскизы, наброски и чертежи русских ученых-космистов могут оказаться полезней. И конечно, яхтсмены, как мы уже понимаем, в каждой стране — часть интеллектуальной элиты общества — оценят такие экспонаты, как фрагмент рукописи Ф. М. Достоевского Сон смешного человека. Такие экспонаты стали возможны при поддержке Музея космонавтики, дома-музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге и Музея К. Циолковского в Калуге. Кстати, мировой элите совсем необязательно читать по-русски, достаточно шептать слова Oh, Dostoyevsky!. Спутник это и есть наш центральный экспонат, — говорит Александр Якут, — потому что он и есть квинтэссенция русской утопии. То есть запустить чего-нибудь в космос подальше, и трава не расти, — вот она русская утопия.


Но одним изобразительным искусством и архитектурой здесь не обошлось — представлена мини-программа из области театра. Актуальный театр при поддержке международного фестиваля Новый европейский театр — это, по замыслу организаторов, — спектакль Русского Инженерного Театра АХЕ. Ну и конечно, новые русские модельеры —шоу русских модельеров в стиле ретро-футуризма (совместно с Катей Гомиашвили, Денисом Симачевым, Екатериной Микульской, Татьяной Мамедовой). Неудивительно, что и пела на празднике самая космическая из русских певиц — Жанна Агузарова. Публика ликовала, кстати.

Тема акции под названием Русская утопия довольно проста — объединить вокруг русского павильона какие-то культурные акции и пронести их как в Европу, так и в города России, которые расположены вдоль водных артерий, — сказал нам руководитель яхт-клуба. — Цикл — годовой, ряд крупных культурных событий с периодом два—четыре месяца с разграничением на летний и зимний сезоны. Маршруты следования проекта в летнее время определяются двумя составляющими: культурным, историческим и деловым потенциалом городов (в числе первых адресов: Санкт-Петербург, Самара, Казань, Астрахань, Углич, Кострома). А также возможностью речной навигации на яхтах и теплоходах.


Можно также считать павильон заколоченным, что, в общем, понятно — художники, начиная года эдак с 1920-го, на этой территории точно себя чувствовали заколоченными. С другой стороны, ничего такого, что можно было бы оценить, как клюкву a-la Russe, здесь нет. Этот аскетизм — стекло, дерево безо всякой резьбы-хохломы-матрешки — вообще-то, восходит к традиции церковного строительства русского севера. Несмотря на то что первая выставка на лужайке самого раскрученного яхт-клуба России уже демонтирована, вполне возможно, что такие художники, как Алексей Беляев-Гинтовт, Сергей Чайка, Илья Гапонов, Леонид Ротарь и Александр Рукавишников уже приняли приглашение и будут выставлять свои последние вещи в будущем. Вполне логично, что искусство идет прямо туда, где его способны оценить, поддержать и, в конце концов, купить. С другой стороны, только обеспеченные и просвещенные люди могут взять и донести эту культуру в такие уголки страны и мира, в которые все министерства культуры не смогут этого сделать.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: