Лица
2003, 06 – Июль-август

Мировые рекорды «Апостола Андрея»

Текст Записал Алексей Алиев
«Большая восьмерка» – двойной кругосветный маршрут, которым капитан Николай Литау провел яхту «Апостол Андрей» вокруг континентов. За время кругосветок было установлено несколько мировых рекордов: впервые парусная яхта прошла Северным морским путем, впервые было осуществлено кругосветное плавание в меридиональном направлении, впервые маршрут проложен через воды всех четырех океанов, впервые яхта во время кругосветного плавания пересекла Южный и Северный полярные круги


Почему эти достижения стали возможны только сейчас, в начале XXI века? Много ли в мире людей, которые стремятся к новым рекордам в экстремальном ледовом плавании на яхте? Возможно ли по примеру покорения Севморпути обогнуть Антарктиду? На эти вопросы мы попросили ответить автора «большой восьмерки» капитана Николая Литау.

Сто двадцать пять лет покорения Севморпути

— Почему эти достижения стали возможны именно сейчас? Вряд ли можно ответить на этот вопрос однозначно. Конечно, нам стало легче, потому что мы пользуемся современными оборудованием и приборами, у нас есть совершенные средства связи, в любой момент можно вызвать помощь. Но... в том-то и дело, что мы помощь не вызывали, да и вряд ли обрадуемся, если это придется делать. И у полюсов льды остались прежними, холод и ветра такие же суровые.

Давайте вспомним первого человека, который прошел вдоль северных берегов России. В 1878–79 годах это сделал Норденшельд на паровой шхуне «Вега». Он прошел Севморпуть за две навигации, так же, как и мы, только шел он с запада на восток. При этом зазимовал он уже на северном побережье Чукотского полуострова, в Колючинской губе, то есть практически прошел весь путь за одну навигацию, не имея средств связи и информации о ледовой обстановке. Норденшельду не хватило всего двух дней. 28 сентября с наступлением темноты они встали на якорь в Колючинской губе, проснулись утром, а все вокруг было уже покрыто льдом. В итоге – зимовка. И только в августе следующего года они смогли выйти в Берингов пролив. Но плавание Норденшельда – это выдающееся достижение даже по нынешним временам.


Когда «Апостол Андрей» вышел на Севморпуть, мы в отличие от Норденшельда имели на борту ИНМАРСАТ, получали на борт информацию о ледовой обстановке, нами занималась Морская лаборатория Росгидромета, метеоролог Сергей Соколов.

Он отслеживал ледовую обстановку и по электронной почте направлял сведения нам на борт. Но реально подсказать, как огибать льды, никто не сможет. Во время плавания в канадской Арктике мы получали электронные карты прямо с канадского сайта, и все равно эта информация была недостаточна, а иногда и неверна. Детально получить информацию для яхты невозможно и по сей день. Для ледокола – да, конечно. А для яхты одна большая льдина может оказаться неодолимым препятствием. Водоизмещение «Апостола Андрея» всего 25 т, мощность двигателя 85 л.с. плюс паруса.

Наверное, и раньше такая яхта, как наша, могла проскочить Севморпутем, технически это было возможно и в середине XX века. Но дерзости мы набрались только к началу XXI, через 125 лет после плавания Норденшельда.


Главное – опыт

— Кроме дерзости, которой у нас предостаточно, мы пользовались опытом – своим и всех наших предшественников. Вот пример. В первую навигацию мы стояли на мысе Шмидта пять недель. Мыс Шмидта – это пологий отмелый берег и два высоких утеса. У отмелых берегов океанский паковый лед к самому берегу не подходит, потому что на глубине 10–20 м он начинает под собственной тяжестью садиться на дно, появляются так называемые стамухи. И у отмелых берегов образуется барьер стамух.

Малое судно может себе позволить идти между берегом и барьером стамух. А ледокол – не может, он должен идти за барьером. Мы воспользовались преимуществом, долго шли за барьером и чувствовали себя в безопасности, потому что лед напирает с севера и удерживается барьером, и нам он не страшен. Но возле утесов Вебера и Кожевникова, которые образуют мыс Шмидта, глубина океана увеличилась. Паковый лед подошел вплотную и перекрыл нам дорогу. Пять недель мы не могли выйти за барьер и продолжить плавание.

Мы стояли и наблюдали, как северо-западный ветер прессует льды в пролив Лонга. Встала задача спасти яхту. Начался сентябрь, навигация заканчивалась. Прогноз нам обещал южные ветры все пять недель, но каждый раз ветер дул всего пару часов – и затихал, льды опять сжимались. Но вот 10 сентября пришел мощный циклон с южным штормовым ветром, оторвал впервые за все лето ледовые поля и отогнал их к северу. Образовалась узкая полынья между стамухами и паковыми льдами. И у нас появился выбор: или выйти за барьер стамух, рискуя быть раздавленными, но попытаться проскочить 220 миль, или застрять у мыса Шмидта на всю зиму.


Если бы ветер сменился и нас придавило к стамухам, то льды мгновенно раздавили бы яхту. Мы с командой приняли решение рискнуть, подняли все паруса и пошли. Вы понимаете, адреналина хватало. Полынья была достаточно замусорена. Пару раз мы попадали в заторы, приходилось разворачиваться и уходить назад или в сторону, терять драгоценное время. В итоге мы выскочили в Восточно-Сибирское море, а там уже льды разреженные, мы спокойно дошли до Тикси.

В канадской Арктике, в устье реки Маккензи, нас тоже зажало, было торошение, яхта получила крен. И мы стояли накренившись, все трещало, но корпус оказался прочным. Хорошо еще, что нас затерло в устье реки, льды там однолетние, припайные, не паковые, которые могут быть гораздо выше борта. Но все равно было серьезное сжатие, нас выдавило, свернуло руль, повредило винт. Мы опять попали в ловушку, имея вроде бы надежный и точный прогноз. И спасались тоже самостоятельно. Когда лед разошелся, мы встали на ровный киль, быстро сориентировались – и убежали из плена.


Везение – тоже очень важная вещь

— Самой сложной задачей из всех поставленных нами самими перед собой было пройти на яхте Северным морским путем. Сделали мы это в 1998–99 годах, первыми в мире. Потом замахнулись на северо-западный морской путь, маршрут по канадской Арктике. Этим маршрутом яхты уже ходили. Но по состоянию на 2002 год были яхты, которые прошли либо канадскую Арктику, либо российскую. И получилась интересная коллизия. В те дни, когда «Апостол Андрей» застрял в устье Маккензи, Арвед Фукс, немецкий капитан, на яхте «Дагмар» шел Севморпутем. А он прошел Канаду раньше, в 1993-м! И случилась этакая заочная гонка.

К сожалению, первыми оказались не мы. Везение в нашей жизни – тоже очень важная вещь. Навигация прошлого года в российской Арктике была очень легкая, льдов не было вообще, и две иностранные яхты проскочили наш Север, не встретив никаких препятствий. А в Канаде, напротив, была обстановка аномально тяжелая. В этом смысле мы, «апостольцы», невезучие. В 1998 году, когда мы пришли к острову Врангеля, то оказались на пять недель затертыми во льдах. Такая же ситуация повторилась и в Канаде, нам приходилось ломиться через льды, чтобы добиться успеха.

Проект длился шесть лет, со всеми возможными тяготами и зимовками, но несмотря ни на что мы все-таки сделали «большую восьмерку».


Бросок к Антарктиде

— Август и сентябрь – пора плавания в северных морях. Ну а зима для «Апостола Андрея» – время антарктических экспедиций. Февраль и март мы пробыли на станции «Беллинсгаузен», посетили еще ряд станций, спустились до 69-й параллели. Для северян, может быть, это звучит не слишком торжественно. У нас на 69-й параллели стоит Мурманск, а крайняя точка материка – мыс Челюскин – это 78-я параллель. Но для южных морей 69-я параллель – очень серьезное достижение. Мы забрели туда, где еще не ходила ни одна яхта. Мы дошли почти до острова Петра I – там прошли на своих шлюпах Беллинсгаузен и Лазарев. Известный в яхтенном мире яхтенный капитан Жером Понсе, француз, который получил медаль «Голубая вода» за 15 навигаций в Антарктиде, очень удивился, когда узнал, что «Апостол Андрей» шел к острову Петра I. Он сказал, что не слышал, чтобы на 69-й параллели кто-то побывал на яхте.


Рекорды еще остались

— На следующий год, если соберемся с духом, планируем третью кругосветку. Мы думаем пойти к берегам Антарктиды и обогнуть ее. Но что значит обогнуть, каким образом, по какой параллели? Дети капитана Гранта тоже, если вспомнить Жюля Верна, обогнули Антарктиду. Здесь вопрос не такой простой, как с Северным морским путем. Там маршрут естественный, задача ясная: хоть как, а пройди из Берингова моря в Баренцево. Но мы хотели бы пройти вокруг континента, не выходя севернее 60-й параллели. Дело в том, что существует международный договор об Антарктиде, он действует в течение 99 лет и заканчивается в 2041 году. Так вот, предмет договора – это воды и земли южнее 60-й параллели. Юридически, если ты находишься южнее 60-й параллели, ты – в Антарктике. На парусной яхте никто еще не огибал континент по маршруту, проходящему южнее 60-й параллели. То есть получается, что Антарктиду еще никто не огибал.

Конечно, во время плавания мы зайдем и южнее Южного полярного круга. Я постараюсь перекрыть наш нынешний рекорд – пересечь 69-ю параллель. Мы постараемся попасть на 70-ю параллель и, если удастся, еще южнее.

Мы обогнем Антарктиду за одну навигацию, за три месяца, с конца декабря до середины марта. Предстоит пройти 11000 морских миль. Расчетная скорость «Апостола Андрея» – 100 миль в сутки. Если будет «свистеть», а в Антарктике ветра очень сильные, то мы сможем делать и до 200 миль в сутки. Но с заходами на станции надо рассчитывать на три месяца плавания.


И в заключение скажу о еще одном проекте. Я не знаю пока, кто за него возьмется. Волнующая задача: пройти по периметру Ледовитого океана за один сезон. Конечно, это можно будет сделать, только если повезет, как повезло Фуксу, когда он проскочил наш Север за 30 дней, не встретив льдов. Да, впереди у кого-то еще и такой арктический рекорд, и кто-то обязательно должен будет его установить.

Записал Алексей Алиев

Награды

Королевский крейсерский клуб Великобритании назвал преодоление Севморпути самым выдающимся плаванием конца XX века и вручил Николаю Литау медаль «За искусство мореплавания» (Medal for Seamanship). Вслед за англичанами Крейсерский клуб Америки наградил его медалью «Голубая вода» (The Blue Water Medal). В марте 2003 года Николай Литау стал кавалером ордена Мужества, его помощники – кавалерами ордена Почета, остальные члены команды «Апостола Андрея» получили медали «За заслуги перед Отечеством».


«Апостол Андрей»

Яхта «Апостол Андрей» построена в 1996 году на Тверском вагоностроительном заводе. После первого кругосветного плавания она была отремонтирована и модернизирована на Кронштадтском морском заводе. Мы сменили всю теплоизоляцию, гребной вал и подшипники, заменили часть палубного оборудования и уменьшили осадку: была 3,2 м, а стала 2,7 м – это облегчило нам плавание во льдах. В Арктике вообще желательно ходить шверботом, с подъемным килем. Например, у побережья Аляски есть много лагун, которые отделены от океана косами, и проход туда – глубиной 1–1,2 м. И можно было бы пройти в лагуны и укрыться ото льдов, но киль мешает.

Длина корпуса 16 м, яхта стальная, вооружение – две мачты, «кэч». Имя «Апостол Андрей» нам дал Патриарх всея Руси Алексий II, он нас благословил в плавание, мы участвовали в богослужении в Успенском соборе Кремля и получили из его рук икону Андрея Первозванного.

В плавание выходит команда из 5–7 человек, всего «апостольцев» 20 человек, народ меняется, только я и старпом прошли всю «восьмерку» от начала до конца.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: