История
2003, 06 – Июль-август

Парусный спорт в России

Текст Сергей Чередниченко. Открытки из собрания автора
Как-то так получилось, что у нас в стране незаслуженно забыта славная история отечественного парусного спорта, а ведь ей почти триста лет. К концу XIX века в Российской империи существовало более сотни официально зарегистрированных парусных яхт-клубов, причем каждый из них имел свой устав и даже свой флаг


Например, только в 1912 году в Санкт-Петербурге насчитывалось десять яхт-клубов. Подобные организации действовали и в прибалтийских городах, и в других городах России, среди которых Москва, Киев, Новгород и Варшава. Много яхт-клубов было на внутренних водоемах, а также на Черном, Азовском и Каспийском морях. Издавались свои газеты и даже журналы, которые выходили ежемесячно и распространялись по подписке.

По указу правительства в 1912 году был создан Всероссийский союз яхтсменов, в который вошли в основном столичные яхт-клубы. Словом, уже в те времена парусный спорт был достаточно популярен в самых широких кругах общества....


Зарождение парусного спорта в России неразрывно связано с реформаторской деятельностью Петра I, прекрасного моряка и знатока парусного искусства. Еще в конце XVII века, путешествуя по Голландии, он впервые обратил внимание на распространенность в этой стране такого вида отдыха, как хождение под парусом на небольших лодках в выходные дни. Возвратившись в Россию, Петр основал Петербург, создал флот и морское судостроение. Но для флота нужны были кадры. Опора только на зарубежных наемников была делом очень дорогостоящим и политически ненадежным. Петр понимал, что нужны соответствующим образом подготовленные собственные морские кадры: тогда служба в отечественном флоте станет действительно родным и патриотическим делом для русских людей. Но в сухопутной России, тогда еще не имевшей морских традиций, нужны были особые меры, чтобы привлечь внимание общества к морю. И он создает своим указом «для увеселения народа, наипаче же для лучшего обучения и искусства... Потомственный Невский флот», состоящий из 141 яхты. Таким вот образом в 1718 году возник первый в мире парусный клуб с собственным флагом. Зачисление в это объединение носило принудительный характер. Дворяне и их дети постигали азы морской науки, учились плаванию на яхтах, принимали участие в парусных гонках, групповых смотрах и учениях в составе эскадр. По указу Петра I на Партикулярной верфи для «Невского флота» были построены гребные лодки, парусные яхты и буера. Эти суда были переданы государственным чиновникам и другим знатным особам безвозмездно, но с условием содержать их в исправном виде и использовать по назначению. Главой «Невского флота» государь назначил одного из лучших моряков того времени, стольника Ивана Потемкина. Под руководством царя были разработаны и утверждены адмиралтейской коллегией 12 апреля 1718 года устав и флаг флотилии. Устав подробно регламентировал практически всю деятельность нового клуба. Он определял обязанности владельцев судов, а также содержал инструкции по использованию, ремонту и хранению судов и парусного вооружения, информацию о совместном плавании флотилии, таблицы визуальных и звуковых сигналов по управлению флотилией во время похода и т.д.


В таблице, приложенной к уставу Петра I, был изображен и отличительный флаг «Невской флотилии». Он назывался флагом яхт и буеров (флагам российских яхт-клубов будет посвящен отдельный материал. – С.Ч.). В течение царствования Петра, пока существовал «Невский флот», суда его неизменно прибывали на Неву для экзерцирования под этим флагом. Во время выходов флотилии Нева и Финский залив сказочно преображались. Сотня гребных лодок и яхт, украшенных флагами и вымпелами, прекрасно смотрелась с берега и привлекала своим выходом толпы людей...

В те времена, впрочем, как и в нынешние, обладание роскошной яхтой было признаком финансового благополучия и могущества. История сохранила нам интересный и, пожалуй, забавный пример именно такого подхода к вопросу. Бранденбургский курфюрст в 1701 году сумел благодаря тонким политическим интригам короноваться в Кенигсберге и стать королем Пруссии Фридрихом I. Свое новое высокое звание он решил подтвердить приобретением королевской яхты. Вступив на престол, король заказал в Голландии яхту за фантастическую по тем временам сумму – 100 000 талеров. По желанию Фридриха ей дали помпезное название «Корона». Его сын и наследник «Короны» яхту использовал уже для политического подкупа. Фридрих Вильгельм I вошел в историю как создатель прусской армии. Он отличался неимоверной скупостью. Деньги из своей казны король охотно расходовал только на военные нужды, тратиться на все остальное ему было очень жаль. Содержать роскошную прогулочную яхту было достаточно дорого для скупого до болезненности Фридриха. Он нашел оригинальный выход, как избавиться от судна: подарил яхту своему соседу – русскому царю. Этим своим поступком он одновременно и решил проблему денег, и усилил к себе благосклонное расположение Петра I. Так дорогая «Корона» оказалась на Неве.


После смерти Петра I в 1725 году принудительно созданный «Невский флот» постепенно прекратил свое существование...

Детище Петра I хотя и оставило интересный след в истории парусного спорта, но практически не оказало влияния на развитие яхтинга в России. С того времени парусный спорт в Российской империи на протяжении почти 120 лет был в забвении и существовал в зачаточном состоянии.

Следующим этапом возрождения яхтинга в России можно считать 1846 год. В этом году государь Николай I издал указ об учреждении Императорского cанкт-петербургского яхт-клуба, созданного по образцу европейских клубов. Своего сына, великого князя Константина Николаевича, впоследствии ставшего командующим Военно-морским флотом Российской империи, государь назначил почетным командором клуба. В правление вновь образованного клуба вошли представители высших аристократических кругов: князь Лобанов-Ростовский, граф Шувалов, контр-адмирал Путятин, граф Апраксин и князь Голицын. Это был, по сути, закрытый клуб, в котором никогда не было более 200 человек. Вступая в клуб, новые члены обязывались приобрести в течение года яхту водоизмещением не менее 10 т. В начале своего существования в клубе насчитывалось всего пять яхт, а через два года их стало уже 16. Все эти суда ходили под императорским флагом.


Новый клуб свои первые гонки организовал 8 июля 1847 года в Финском заливе, на замкнутой треугольной трассе протяженностью 12 миль. В той памятной гонке приняли участие всего семь яхт. Яхты-участницы по конструкции, водоизмещению и парусности сильно отличались друг от друга. Самая крупная яхта той гонки – «Королева Виктория» – была водоизмещением 257 т, а самая легкая – «Ученик» – весила всего 51 т. В качестве экипажа яхт привлекались в приказном порядке офицеры и матросы Балтийского флота. Победа в этой первой гонке досталась 107-тонной яхте «Варяг». Владелец яхты получил главный приз, учрежденный императором, – серебряную вазу. Подобные гонки обычно устраивались дважды в год.

Петербургские яхты тогда же впервые стали отправляться в зарубежные походы, заходя в Стокгольм и другие порты на Балтийском побережье. Естественно, с ответными визитами в Санкт-Петербург вскоре прибыло много финских, шведских, немецких и даже английских яхт. Например, в гонке 1852 года официально приняли участие 11 яхт из Англии. В том же году из Петербурга в Севастополь, обогнув Европу, впервые прибыла российская яхта. Перезимовав в Крыму, она успешно вернулась в северную столицу.


Яхтсмены Российской империи на яхте «Рогнеда» одними из первых в мире, в 1853 году, сделали попытку совершить кругосветное путешествие. Они достигли Рио-де-Жанейро, но затем Крымская война спутала их планы, яхту пришлось продать, а экипаж возвратился в Россию.

Таким образом, Императорский санкт-петербургский яхт-клуб по своей сути был скорее туристическим светским объединением, но отнюдь не спортивным. Свою последнюю гонку он провел в 1859 году. Это мероприятие стало завершением активной деятельности элитного закрытого яхт-клуба. Изобретение паровых двигателей и вытеснение ими парусов на судах сильно охладило увлечение яхтами в высших слоях общества. Однако это совсем не означало, что пропал интерес к парусному спорту в Российской империи. После реформ 1861 года возникли новые экономические условия, и эстафету развития парусного спорта в России продолжили энтузиасты уже из других сословий. Вот о них, о дальнейшей истории парусного спорта и пойдет речь в следующем номере.

Благодарим за предоставление материалов Государственную публичную историческую библиотеку и Российскую Государственную детскую библиотеку.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: