Регата
2009, 40 – Март-апрель

Расселл Куттс — человек и класс

Текст Евгения Бакунова
Имя трехкратного победителя Кубка Америки Расселла Куттса широко известно в яхтенном мире. Возможно, именно поэтому созданный знаменитым новозеландцем класс Russell Coutts 44 так быстро набирает популярность


В мире профессионального яхтинга Расселл Куттс — непререкаемый авторитет и запредельная мечта любой команды. Один из опытнейших матч-рейсеров мира, трижды победитель Кубка Америки, олимпийский чемпион в классе Finn, чемпион мира в классах 12 метров, Farr 40, Transpac 52 — таков неполный список побед Куттса. Благодаря своему опыту и инженерному образованию Куттс создал очень интересный класс — Russell Coutts 44 (RC44). И если в первом чемпионате RC44 принимали участие 11 команд, то в 2008 году их было уже 15. В следующем году появится еще четыре команды, так что очевидно, что у детища Расселла Куттса большое будущее. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому я отправляюсь на остров Лансерот, где в конце декабря проходит заключительный этап чемпионата RC44 — Puerto Calero Gold Cup.

Гонки на монотипах всегда более зрелищны и привлекательны, чем «гандикапные» регаты: победил тот, кто пришел первым, и никаких пересчетов. Стандартизация лодки, естественно, ограничивает владельца в конструкционном творчестве, но у каждого класса свои цели и задачи. «Соревнования на монотипах становятся приметой времени. У людей нет времени на „доводку“ лодок, как это было 20, 30, 40 лет назад. Люди работают, и все, что они хотят, — идти в море и получать удовольствие от гонок», — считает Куттс.


Новый класс — плод совместной работы Расселла Куттса и словенского архитектора Андрея Джастина. По замыслу создателей лодка предназначена для международных регат самого высокого уровня. Здесь нет круизного комфорта: узкий корпус, большой открытый кокпит, мощное парусное вооружение. Практически все: корпус, мачта, палубное оборудование, паруса — из углепластика. Фальш-киль карбоновый, бульб свинцовый. Команда — восемь человек; в профессиональных матч-рейсах экипаж может быть меньше. Строительство лодок ведется на верфи Pauger Carbon под Будапештом и строго контролируется правилами класса.

«Когда мы думали над концепцией класса, мы хотели сделать быструю и легкую лодку, настоящий гоночный снаряд, но при этом сравнительно легкую в управлении. Мы хотели сделать лодку, которая будет показывать очень высокие скорости на попутных ветрах и обладать достаточной силой для встречных курсов, — говорит Куттс. — Кроме того, мы хотели сделать так, чтобы лодкой было удобно владеть: она должна быть практичной в хранении и транспортировке».


Еще на стадии разработки RC44 авторы проекта задумались о способах транспортировки, в результате получилась уникальная в своем роде «лодка в коробке». Она легко разбирается на составные части. Бушприт, кокпитный свес, киль, мачта, состоящая из двух частей, отсоединяются от корпуса лодки, и в таком виде она без проблем помещается в стандартный 40-футовый контейнер. А далее все просто — контейнер можно перевозить на трейлере, самолетом или морем. Контейнер был подвергнут модернизации, при этом сохранил свои внешние размерения. К его основанию крепятся специальные опоры, на которых при помощи ленточного подвеса лодку можно поднять настолько высоко, чтобы смонтировать киль и руль. Далее на короткое время понадобится кран для монтажа мачты. И все — лодка готова. Таким образом, сборка лодки занимает не более одного дня. Партнерство с компанией DHL еще более упростило процесс: компания взяла на себя не только перевозку лодок, но и все таможенные процедуры.

При всей инновационности новый класс считается вполне экономичным: собственно лодка (без парусов и без VAT) стоит 395 тыс. евро. (Для сравнения отмечу, что, например, бюджет Transpac 52 в разы больше: одна только лодка обойдется миллиона в два. А по ходовым характеристикам RC44 близка к транспакам. Да и по условиям эксплуатации тоже — гонки проводятся при ветрах до 25 узлов.) Примерно столько же, сколько стоит лодка, составляет и средний годовой бюджет команды. Если только в ней нет звезд первой величины. Тут о затратах можно только догадываться. Впрочем, для многих владельцев лодок RC44 наличие мировых звезд в командах практически обязательно, ведь некоторые владельцы и сами звезды, только в бизнесе. Так, например, в классе RC44 гоняются глава Oracle Ларри Элиссон, владелец португальской финансовой группы Espírito Santo Патрик Де-Баррос, а также живые легенды профессионального яхтинга: Дин Баркер, Джеймс Спитил, Себастиен Коль, Винченцо Онорато, да и сам Рассел Куттс.


Сделать лодку — половина дела. Поэтому вместе с новым классом появился одноименный чемпионат, состоящий из шести регат, которые проводятся в различных акваториях, в том числе на Канарских островах, в Средиземноморье, в Персидском заливе и на озерах Гарда и Траунзее. Все административные вопросы организаторы чемпионата берут на себя, так что участникам регат легче сосредоточиться на гонках.

В середине декабря на Лансероте было совсем не жарко. Над островом висели сизые тучи, то и дело проливающиеся дождем. Но в гонках главное — ветер, а он был всегда. 17–23 узла, иногда c порывами до 30, — идеальные условия для RC44. Gold Cup Puerto Calero — последний этап в чемпионате 2008 года. Как и другие, этот этап включал и групповые, и парные гонки. Все результаты суммируются, и таким образом определяется победитель этапа. По сумме набранных на этапах баллов впоследствии определяется победитель чемпионата. Два раунд-робина (так в матчевых гонках называется круговой этап, когда все команды попарно встречаются друг с другом, каждый с каждым) прошли в хорошем ритме. Это были классические матч-рейсы: два этапа на ветер, два вниз по ветру. Яркая предстартовая баталия, быстрая гонка и стремительный финиш, когда лодки под спинакерами почти летят над водой, показывая фантастические скорости.


Команду Team Ceeref в матчевых гонках не смог одолеть никто. Это, впрочем, неудивительно: шкипер этой команды Джеймс Спитил является одним из самых опытных матч-рейсеров в мире. Спитил не проиграл ни одной гонки и обошел и Дина Баркера на Artemis, и самого Куттса на BMW Oracle. В оставшиеся три дня регаты проводились флит-рейсы — «гонки флота». По традиции RC44 в групповых гонках рулевыми выступают владельцы яхт, а профессиональные шкиперы лишь наблюдают и дают советы рулевым. Дистанция флит-рейсов чуть больше, чем в матч-рейсах, но принципы те же. Солнце, временами пробивавшееся из-под туч, высвечивало бликующие паруса в преддождевом мареве, а «лунный пейзаж» Лансерота, неожиданно оказавшийся очень гармоничным фоном для high-tech-лодок, делал это зрелище еще более футуристическим. Только ради того, чтобы это увидеть, стоило лететь сюда эти тысячи километров.

Оффшорную гонку иду на лодке будущего победителя Banco Espirito Santo, и не с кем-нибудь, а с самим Куттсом (во флит-рейсах Куттс выступал за эту команду). Старт мы проиграли, уйдя на дистанцию третьими. Впереди шли ловко оттеснившие нас Artemis и Team Ceeref. Куттс был в азарте и жестко командовал стоявшим на руле Де-Барросом. Еще до первого знака мы на приличной скорости обошли Team Ceeref. Лодка шла против ветра легко: при встречном ветре 12–13 узлов мы с легкостью делали 9–10, несмотря на значительный крен. Еще чуть-чуть, и мы настигнем Artemis. Куттс отдавал короткие команды, команда работала слаженно. Мы подошли ко второму знаку на полкорпуса позади Artemis; оставался поворот и последний отрезок вниз по ветру. Но Де-Баррос зазевался на повороте, скрутив его несколько позже, из-за чего мы потеряли драгоценные секунды, а Artemis увеличил отрыв. После поворота ветер усилился и стал попутным: лодка неслась по волнам, как катер, обдавая нас веером брызг, вырывавшихся из-под форштевня. Мы летели в бакштаг 19 узлов, ветер был 20. И это было потрясающе! Но тут мой восторг был прерван: за борт вывалился один из членов команды. Он, как и все, сидел на борту, откренивая лодку, и не удержался. В секундном замешательстве его коллеги полными досады глазами смотрели, как он стремительно отдаляется от нас. Тут же последовала короткая команда Куттса: «Поворот». Не прошло и 30 секунд, как мокрый член экипажа был поднят на борт. Половина этого времени ушла на то, чтобы достать упавшего из воды по скользкому борту лодки. Минута после падения, и мы уже идем на прежнем курсе и на прежней скорости. Все-таки одного соперника мы пропустили вперед и финишировали третьими. Впрочем, третье место совсем неплохо при сложившихся обстоятельствах. В заключительный день регаты Banco Espirito Santo взяла реванш и по итогам сезона выиграла первое место.

Следующий сезон стартует в марте, первый Кубок RC44 будет разыгран здесь же, на острове Лансерот, потом будут гонки на Сицилии, Сардинии, во Франции и на озерах. А закончится сезон в Дубаи.


Расселл Куттс

— Второй сезон RC44 подходит к концу. Вы довольны тем, как идет процесс?

— В целом да, жаль только, что в последний момент три команды решили не приезжать на Puerto Calero Gold Cup, скорее всего, это связано с приближающимся Рождеством. Здесь фантастические условия для гонок. Обычно все регаты проходят при ветрах до 16 узлов, а на Лансероте каждый день 20 и больше. Что касается развития класса, я нахожу, что оно идет неплохо.

— Лодки показывали более 20 узлов на попутных курсах. Это максимум?

— Радость ходить на этих лодках огромная, однако на этой регате мы столкнулись с поломками, так что для нас сейчас важно сделать так, чтобы лодка была как можно надежней. На двух лодках были проблемы с вертлюгом гика, а значит, мы должны разобраться в причинах и устранить их на всех лодках. Кроме того, мы планируем провести модернизацию, например поменять лебедки в кокпите на большие. Конечно, мы хотим сохранить «монотипность» лодок, но и не можем противиться прогрессу, потому что хотим, чтобы наша лодка была хороша, насколько это возможно, и была бы на пике технологий.

— Как это повлияет на владельцев лодок?

— Владельцы голосуют за все изменения в классе. Возможно, после ближайших испытаний мы «заморозим» правила класса на несколько лет.


— Как RC44 чувствует себя в условиях мирового экономического кризиса?

— Это сложное время для всех классов. Мы удачливы, может быть, потому, что у нас небольшая группа успешных владельцев лодок, которые выживут в создавшихся условиях. Но в этих условиях очень трудно найти спонсора. Мы рады, что у нас есть действующие спонсорские договоры, есть новые предложения для будущих регат. Четыре новые команды придут в лигу в будущем году, и это не может не радовать.

— Будете ли представлять проект в России?

— Да, в прошлом году я намеревался приехать в Россию, но у меня были проблемы с оформлением визы. Я уверен, что скоро приеду в Россию.

— Как обстоят дела с вашим проектом World Sailing League (речь идет о строительстве гоночных катамаранов. — Yachting), который вы с Полом Каярдом анонсировали в прошлом году?

— В связи с текущей экономической обстановкой этот проект временно отложен. Это интересный проект, но он требует еще многих согласований, и сейчас, увы, не время для его запуска.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: