Гонки
2011, 55 – Сентябрь-Октябрь

F1H2O премьера в Казани

Фото Глеб Щелкунов
Текст Александр Разинков
Впервые в истории Гран-при «Формулы-1» на воде на территории России прошел не в Москве или Санкт-Петербурге, а в третьей столице — Казани, которой предстоит в 2013 году принять Универсиаду и в 2015 — чемпионат мира по водным видам спорта


Праздник выдался замечательный. Да разве могло быть по-другому? Казань известна далеко за пределами нашей страны и сейчас вообще гремит на весь мир, так что волноваться не приходилось. На внушительной и в то же время уютной территории возле озера Нижний Кабан, располагающегося в паре километров от Кремля, оперативно установили трибуны, соорудили паддок и оборудовали техническую зону. С берега открывался отличный обзор: вся трасса как на ладони. И зрители это оценили, заполнив природный стадион до отказа.

Столица Татарстана даже для привыкшей к экзотическим странам «Формулы-1» на воде в некотором роде место нестандартное. Казань находится вдалеке от моря, в глубине материка, что слегка усложнило задачу логистическому департаменту. Впрочем, не бывает нерешаемых проблем: вместо привычного самолетного или танкерного сообщения было решено доставить контейнеры с катерами и всем необходимым для гонок оборудованием поездом. Образовался внушительный состав более чем из 30 вагонов. И путь у него вышел неблизкий — из Милана через немецкий Людвигсхафен и Москву «товарняк» шел почти 20 дней. И все же сложностями в мире «Формулы-1» на воде никого не испугать. Богатство столь уникального вида спорта — в людях. Едва ли не каждый персонаж, задействованный в спектакле под названием «Формула-1» на воде, по-своему колоритен и достоин отдельного упоминания. Чего стоит удивительная Марит Стромой из Team Nautica, единственная на данный момент женщина-пилот высшего эшелона. Норвежка более трех десятков лет занимается водно-моторным спортом, а параллельно увлекается пением. Ее группа участвовала в национальном отборе на Евровидение.


Или возьмем представителя команды Team Abu Dhabi Тани Аль-Камзи. Он по профессии рыбак. Но от совместительства совсем не страдает. Аль-Камзи дважды в зачете чемпионата мира «Формулы-1» на воде финишировал третьим. Опережая события, надо отметить, что именно гонщик из ОАЭ на Гран-при Республики Татарстан вклинился на подиум между доминировавшими конкурентами из Катара.

А вот финская команда Mad Croc любопытна не только тем, что за нее выступает действующий чемпион мира Сами Селио, но и своей технической бригадой. Ребята в ней собраны крепкие — создается впечатление, что им подъемный кран для перемещения болида в воду и не нужен. Они при желании могут его взять на руки и самостоятельно отнести к водоему.

Кстати, о болиде. Лидерами в их производстве являются две компании — DAC и BABA. Базируются они в Италии, что неудивительно, ведь современную катамаранную форму корпуса придумал как раз итальянец Молинари. Вес болида составляет около 700 кг, длина — 6 м, ширина — 2 м. У всех команд одинаковые двигатели Mercury объемом 2,5 л и мощностью 350 л. с., при этом бензин используется идентичный — с октановым числом 108. На таком топливе, поставляемом из Швеции, до 100 км/ч лодки разгоняются за три с небольшим секунды, а максимальная скорость превышает 240 км/ч. Нагрузки у пилотов космические: за гонку они теряют до 5 килограммов живого веса!


Как же добиться преимущества, если двигатели и бензин у всех одинаковые? За счет использования различных винтов и машинных масел, их выбор зависит от решения специалистов. Стоит один болид (их у команд в наличии от двух до четырех), как рассказал менеджер Team Qatar Халид Аль-Кувари, от 5 до 10 тысяч евро, а бюджеты экипажей, в состав которых входят по полтора десятка человек, приближаются к 700–800 тысячам долларов за сезон. Повышенное внимание уделяется безопасности пилотов. Мало того, что кокпит оборудован по последнему слову техники, так еще гонщиков обязывают ежегодно проходить тест на «потопляемость»: в бассейне их переворачивают вместе с катером, после чего им надо выплыть на поверхность за отведенное время. Вдобавок на дистанции всегда дежурят водолазы и спасатели.

На Гран-при Татарстана выступал и россиянин. Станислав Курценовский не участвует во всех соревнованиях серии F1H2O, но на российские этапы приезжает постоянно. На этот раз его команда носила имя Jetechtool F1 Racing. «Я дебютировал в «Формуле-1» в 2001 году, а водно-моторным спортом занимаюсь с 1982 года, — рассказывает Станислав, занявший в Казани седьмое место. — Эти гонки очень популярны в теплых странах. Например, в Италии. Но и у России, считаю, большой потенциал».


Апогеем Гран-при Республики Татарстан, естественно, стала воскресная гонка. Длилась она максимально возможные 45 минут (такой объем времени отводится на телевизионную трансляцию) и дважды прерывалась из-за аварий. В одной из них претендовавший на победу американец Шон Торрент сломал ребро, а его болид получил серьезные повреждения. прочем, поклонники «Формулы-1» из-за задержек нисколько не расстроились, получив возможность насладиться обгонами, острой борьбой и ревом моторов лишние 15 минут. Правда, 7 из 17 гонщиков до финиша так и не добрались, а победил Алекс Карелла, защищающий цвета Катара. Итальянец был лучшим в квалификации и затем не оставил шансов противникам в гонке. Его партнер по Team Qatar Джей Прайс расположился на третьей строчке, и они оккупировали высшие позиции общего зачета чемпионата мира. Значение Гран-при «Формулы-1» на воде, состоявшегося под патронажем президента Татарстана Рустама Миннинханова, для Казани огромно. В свете предстоящей Универсиады-2013 высококлассные и всемирно известные гонки позволили протестировать возможности местного менеджмента. Он со своей задачей справился на отлично.

«Гран-при «Формулы-1» на воде сопоставим по значимости и с предстоящей Универсиадой-2013, и с чемпионатом мира по водным видам спорта-2015, — говорит Министр Республики Татарстан по делам молодежи, спорту и туризму Рафис Бурганов. — Мы стремимся заинтересовать молодежь водными видами спорта. Во времена СССР были доступны катера, скутера, и мы хотим, чтобы ребята вновь пришли в водно-моторный спорт, посмотрев на «Формулу-1».


На должный лад гостей настраивала экспозиция генерального спонсора соревнований — в шатре компании Burevestnik Group были выставлены скоростные катера Chris-Craft 22 и Cigarette 46, а также автомобили Aston Martin — DBS и Rapide. А журнал Yachting выступил информационным партнером Гран-при.

«Все получилось интересно и зрелищно, — отметил управляющий партнер Burevestnik Group Андрей Бойко. — Мы не ожидали такого количества зрителей: их было не меньше 30 тысяч. Мне «Формула-1» на воде понравилась. В этом виде спорта и скорость, и мощь, и борьба. Приятно, что участвовал в соревнованиях россиянин Станислав Курценовский, которому компания Burevestnik Group вручила специальный подарок. Для Казани и Республики Татарстан это очень важные соревнования».

«Шоу выдалось на славу, мне очень понравилось! — соглашается генеральный директор Burevestnik Group Андрей Ломакин. — Гонки великолепные!»

Казань показала всему миру (трансляцию с каждого этапа F1H2O смотрят примерно 300–400 млн человек) свои сильные стороны и задала высокую планку, ниже которой она себе опуститься ни в коем случае не позволит.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: