Парусные яхты
2013, 67 – Сентябрь-октябрь

Благородство, мечта и... упрямство

Фото Simon Mcbride, Flying Focus
Текст Анастасия Юшкова
Иногда человек всю жизнь мечтает о корабле, и вот наступает день, когда мечта обретает плоть и кровь. Так случилось в жизни Валерия Степаненко, основателя Dream Ship Victory, придумавшего и построившего 64,5-метровый парусник Mikhail S. Vorontsov, премьера которого планируется на Monaco Yacht Show


Яхта — всегда мечта. Но в современном яхтенном мире царят довольно жесткие законы и правила, определяемые классификационными сообществами и брокерами, и на чистый энтузиазм смотрят с опаской, стараясь подменить его исключительно твердым расчетом. Впрочем, как говорится, законы создаются для того, чтобы их нарушать. Поразительно, как энтузиазм создателей проекта «Михаил С. Воронцов» смог победить первоначальные скепсис и недоверие яхтенной индустрии и привлечь к сотрудничеству самых матерых профессионалов.

«Мне очень сложно передать словами состояние моей души, когда я начинаю говорить о море и парусных кораблях, — рассказывает о рождении проекта "Михаил С. Воронцов" Валерий Степаненко. — Эта тема не оставляет меня равнодушным на протяжении всей моей жизни. Море и корабли под парусом всегда были для меня вершиной романтизма».

Как рождается мечта? Книги о путешествиях, фильмы о первооткрывателях? Конечно, и то и другое. А потом появляется первый образ настоящего корабля и западает в душу навсегда. «Никогда не забуду 1980 год, — продолжает Степаненко. — В это время я, молодой специалист, работал в морском рыбном порту Севастополя. Там произошла моя первая встреча с легендарным парусником "Крузенштерн", который по счастливой случайности, стоял продолжительное время в порту. После работы я часами сидел на лавочке у пирса и наблюдал за работой команды на борту, любовался творением рук человеческих. Когда мне посчастливилось попасть на борт, моему восхищению не было предела». С момента «первого свидания» до основания собственной верфи прошло много лет. Валерий Степаненко успел поработать горным инженером на глубине 1,5 км под землей, основать первую крупнейшую телекоммуникационную сеть на Украине, Life и DCC, став ее управляющим директором и акционером.


Примерно в середине 1990-х я начал серьезно задумываться о строительстве яхты под парусами, — рассказывает Степаненко. — Однако жизнь устроена так, что совместить воплощение мечты с решением бесконечных повседневных вопросов всегда сложно. Счастлив тот, кто может посвятить жизнь или часть ее сокровенному, идущему рядом по жизни в мечтах».

Приступить к реализации сокровенного Валерий Степаненко смог в 2005 году. Изучая возможности постройки яхты, он обратил внимание на Турцию: «удивительно красивую страну с трудолюбивым народом». Турция сумела сохранить культуру работы с древесиной, особенно в кораблестроении, что очень импонировало начинающему судостроителю. «Я всегда был уверен, что древесина как строительный материал близка человеку по духу и, самое главное, при правильном решении конструктивных элементов — одна из самых надежных в эксплуатации. В былые времена все шедевры парусного кораблестроения были из древесины. Учитывая сегодняшние технические и технологические возможности, из этого материала можно сделать невероятные вещи».

В 2005 году была создана компания Dream Ship Victory. Ее основной целью была реализация идей Валерия Степаненко. В этот бизнес он пришел в зрелом возрасте, и, учитывая фактор времени, ему хотелось проверить себя в новом деле и успеть сделать то, чего не делали ранее. Было принято решение строить парусные яхты больших размеров, с корпусами из ламинированной древесины, отвечающие всем требованиям суперъяхт. Для реализации проектов было необходимо рядом с морем построить производственную базу. Таким местом стал поселок Бозбурун, в 60 км от Мармариса. Строительство яхты Mikhail S. Vorontsov было начато в июле 2007 года. Корпус, длиной 52,4 м из ламинированной сапели выглядел внушительно, заполняя практически все пространство пролета верфи.


В августе 2008 года перед друзьями Валерия, посещавшими верфь, открывалась удивительная картина. Современные цеха на самом берегу Эгейского моря, спрятанные между пологих холмов. На пороге верфи их встречал сам хозяин. Жара — страшная. Валерий Степаненко в майке и шортах: в это время года иную одежду в Мармарисе и представить нельзя. По его лицу градом тек пот, но это не мешало ему приветливо улыбаться, принимая гостей. В цехах, к счастью, было значительно прохладнее. Но настоящее ощущение чуда наступало тогда, когда гости попадали внутрь строящегося деревянного корпуса «Воронцова»: здесь было свежо и тихо. Пахло благородным деревом, как в дорогом хьюмидоре. Валерий Степаненко светился от гордости: это вам не пластик или железо! После долгих разговоров все выходили наружу и диву давались, как энергично экскаватор срывал рядом с верфью часть мыса-горы: «Будем возводить новые цеха для строительства яхт еще большего размера», — объяснял Валерий Степаненко.

Работы по корпусу «Воронцова» проводились полностью вручную и продолжались до июля 2010 года. Яхта из красного дерева, с двойной обшивкой и удивительными по сложности и красоте надстройками, сегодня является уникальным произведением искусства. Кроме этого, это еще и самая большая парусная яхта из дерева в мире (общая длина яхты — 64,52 м). Проект Dream Ship Victory зародился в России и на Украине, продолжился в Турции, а потом плавно переместился в Голландию. «Это отдельная тема и очень для меня трогательная, — комментирует Степаненко. — Первая встреча с Джерри Дайкстрой и Тисом Никкелсом, морскими архитекторами из Dykstra Naval Architects, у меня на верфи перевернула мою жизнь». Cкромные, но очень авторитетные и уважаемые во всем мире морские архитекторы, создавшие на своем веку десятки выдающихся проектов, включая Athena, Maltese Falcon, Stad Amsterdam, подтвердили правоту решений Валерия Степаненко в начатом строительстве корпуса и своим участием на протяжении всего проекта сделали яхту супермореходной.


Джерри лично координировал все проектные работы, очень много времени провел в обсуждении всех вопросов, связанных с яхтой. Конечно же, нельзя не сказать о работе молодого морского архитектора по имени Джил Ванг. «Так же, как и для меня, это была его первая большая работа, — говорит Степаненко. — И он ее выполнил на отлично».

Для продолжения инсталляционных работ на борту «Михаила Воронцова» была выбрана голландская верфь Balk Shipyard, и у этого тоже есть своя история. Очень много комплектующих доставлялось в Турцию из Европы, в частности из Голландии. И в какой-то момент было принято решение о перемещении корпуса в Европу. «Мне нужна была верфь с семейной историей, хорошей репутацией, легко управляемая и с высоким профессиональным уровнем специалистов, — рассказывает Степаненко. — Balk полностью подходила под мои требования, но был лишь один недостаток: они никогда не делали таких объемных работ на борту, никогда ранее им не приходилось координировать в качестве генподрядчика работу большого количества субподрядчиков, да еще и с именами мирового значения». Очень важным для Валерия Степаненко было найти правильную атмосферу для интерьера яхты. И здесь он обратился к помощи еще одного гуру современного яхтенного дизайна — Кену Фрайвоху, за плечами которого были Maltese Falcon, Sycara V, Atlantide.

Главной задачей было создание домашнего уюта и максимального комфорта. С помощью Кена Фрайвоха были найдены оптимальные решения во всем, а сотрудничество с производителем интерьеров Sinnex сделало обстановку на борту классической, высококлассной и по-настоящему уникальной. Отделка, мягкая мебель, освещение — все было сделано с чутким вниманием к деталям.


Первоначально у компании Dream Ship Victory возникли сложности с классификационными сообществами, которые были не готовы классифицировать корпус, построенный из дерева. Но подробные структурные исследования и аккуратные чертежи морских архитекторов убедили Мальту принять судно под свой коммерческий регистр, а классификационное общество RINA согласилось присвоить судну класс.

Какие чувства испытал создатель проекта, когда судно было спущено на воду? «Мои ощущения я не могу в полной мере передать словами. Я ждал этого шесть лет, — признается Валерий Степаненко. — Очень много сил было отдано этой работе, и когда она сделана, хочется только благодарить всех людей, кто мне помогал, Ульвию Али-Заде и Юрия Саммеля, которые были со мной с самого начала». В планах компании — закончить строительство 141-метровой четырехмачтовой яхты с корпусом из ламинированной древесины, который был заложен два года назад. «Над этим проектом мы работаем с моими друзьями из Dykstra & Partners и Ken Freivokh Design, начиная с 2010 года. Это грандиозный проект. Ничего подобного еще не строилось человечеством... Но это другая история», — улыбается Степаненко.


Михаил Воронцов
Светлейший князь
1782–1856

Трехмачтовая стаксельная шхуна названа в честь крестника Екатерины II, известного российского государственного деятеля, генерал-фельдмаршала, героя Отечественной войны 1812 года. Был известен своим благородством. Известно, как во время атаки на Багратионовы флеши Воронцов получил штыковое ранение и, отправляясь на излечение в свое имение, пригласил с собой 50 раненых офицеров и 300 рядовых, пользовавшихся его заботливым уходом. А позже, когда уже был командиром русского оккупационного корпуса во Франции, продал полученное по наследству имение, чтобы расплатиться с французскими кредиторами за кутежи русских офицеров и гусар. В 1820-х Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссии и Бессарабии. Он способствовал развитию края и строительству городов, в частности, Одессы. Был первым хозяином и заказчиком Алупкинского дворца. В 1840-х стал главнокомандующим российской армии на Кавказе.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: