Путешествие
2013, 67 – Сентябрь-октябрь

В лучшем виде

Фото Андрей Данилов
Текст Екатерина Фарафонтова
Только что из Великобритании — и незамедлительно в новый путь. 22,6-метровая флайбриджная яхта Manhattan 73 Non Stop II отправилась по проверенному временем водному маршруту из Санкт-Петербурга в Моcкву. Упустить такую возможность журнал Yachting не мог и проделал его вместе с командой на борту


Прежде чем отправляться в плавание, нужно дождаться, когда разведут мосты в Санкт-Петербурге, а значит, нужно дождаться ночи. С разводом мостов и начала свой маршрут по России новая яхта Sunseeker Non Stop II. Изначально путь ее стоит рассчитывать от берегов Великобритании, с остановками в Голландии, Германии, Швеции и Финляндии. По российским внутренним водам Non Stop II предстояло пройти впервые.

Курс на Москву: через Ладожское, Онежское и Белое озера, по водохранилищам, рекам и каналам, составляющим Волго-Балтийский водный путь. Для того чтобы добраться из Санкт-Петербурга в Москву по воде, удобнее маршрута не найдешь и не сочинишь, в принципе другого просто нет. Волго-Балтийский водный путь заменил в 1964 году старую Мариинскую систему, сквозное движение судов по которой началось на заре XIX века. Тогда от Рыбинска до Санкт-Петербурга суда шли 110 суток, а после введения конной тяги это время сократилось до 50 суток. В начале XX века Мариинка считалась первоклассным гидротехническим сооружением, в 1913 году даже получила Большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.

Сегодня время в пути — меньше в десять раз. Уже давно нет таких цифр — 50 суток. Двигаясь на неспешной круизной скорости, весь маршрут на Non Stop II до Москвы, по словам капитана, не должен занять больше пяти дней, и это с учетом ночных стоянок. На пути с темным временем суток шутить не стоит, никто не застрахован от бревна в воде, которое ночью заметить можно, только напоровшись на него. На пути яхт-клубов не так много, поэтому на карте заранее выбираются места, где можно встать на якорь или пришвартоваться.


Большой Обуховский мост — единственный неразводной мост через Неву — проходим уже следующим утром. Высота этого вантового моста над водой 30 м. С его появлением в 2004 году максимальная высота судов, способных пройти к Ладожскому озеру, уменьшилась на 10 м. Мост позади, и яхта как будто ведет себя иначе, теперь она освободилась от городских оков — впереди сотни миль воды. На пути не стоит ждать европейских ухоженных берегов, впереди Россия, точнее ее небольшая часть — такая, какая она есть, но в этом и заключена прелесть путешествия.

Eсли завести диалог с капитаном на флайбридже, пока он за штурвалом, и попытаться выведать что-нибудь интересное из прошлых переходов, можно услышать: «Я человек технический, сел в лодку, взял карту и пошел по ней, может, вокруг красота неописуемая и погода хорошая, но я этого не замечаю, потому что я иду по фарватеру», — строго заключает мастер-капитан Burevestnik Group Андрей Белоусов. Но уже спустя сутки после знакомства начинаешь догадываться: этот человек и мастер лукавит, говоря, что не замечает красоты вокруг, — в душе он настоящий романтик.


За разговорами и наблюдениями Нева пройдена, перед глазами «крупная рыба» — Ладожское озеро, самое большое в Европе. Его максимальная длина с севера на юг 219 км, a ширина около 80 км. В северной части глубина колеблется от 70 до 200 м, а в южной, где и пролегает путь Non Stop II, — от 20 до 70 м. При выходе в озеро на горизонте поднимается Ореховый остров у города Шлиссельбург. На нем крепость «Орешек», основанная в 1323 году, — защита новгородских земель от шведов. В этом же году там был заключен Ореховецкий мирный договор между Новгородом и Швецией. А в 1612 году шведы ее и завоевали, отрезав Русь от Балтийского моря на 90 лет, освободил крепость Петр I только после Северной войны.

На Ладоге невероятное количество островов, их число приблизительно равно 600. Но сгруппировались они в основном на севере, где скалистые берега, на которых добывались гранит и камень для строительства города Петра. Наш Manhattan же идет в южной части Ладоги, где низменные и заболоченные берега, и кроме Орехового острова кругом только вода.

Заходим в реку Свирь — удивительную по своей природе хотя бы потому, что в районе города Подпорожье ее ширина достигает 100 м, а в Ивинском разливе — 12 км. По ней 220 км пути вдоль холмистой равнины, которая буквально затянута густым сосновым лесом. Наблюдать за всем одинаково приятно и из салона яхты, и из рубки, где по левую руку от поста управления будто именно для этих целей стоит удобный угловой диван.


Обойти шлюзы на маршруте Санкт-Петербург — Москва никак нельзя. К тому же яхту длиной 22 м одну в шлюз не берут — обязательно с пассажирским пароходом или с баржей. Дождавшись по-настоящему габаритных судов, шлюз можно пройти за полчаса или час. Если мероприятие не захватит дух, можно уйти внутрь. И именно на этом участке пути можно острее обычного почувствовать все преимущества яхты, предназначенной для Средиземноморья и серьезных переходов перед судами меньшего размера. На борту Sunseeker Manhattan с интерьером от Armani Casa всегда было, чем заняться, всегда можно было провести пару часов с пользой и абсолютным комфортом.


Pека Свирь ведет к «рыбе поменьше» — Онежскому озеру. Оно занимает второе место по величине после Ладожского. Берега южной части, недалеко от которых идет Non Stop II, отмелые и слабо изрезаны. Известный факт, что в открытых и глубоких частях озера вода может быть прозрачной вглубь на восемь или девять метров. В заливах намного меньше — до одного метра. На северо-западе берега изрезаны заливами и устьями небольших рек, где с древних времен добывался речной жемчуг. В этой же части и многочисленные острова, включая самый крупный Большой Климецкий остров площадью почти 150 кв. км и, пожалуй, самый известный остров Кижи с десятками памятников деревянной архитектуры. Сильный шторм, по словам капитана, на Онежском озере не редкость, но в этот раз обошлось. Треть пути уже за кормой, а «на носу» Волго-Балтийский канал и река Вытегра. На этой реке стоит одноименный город, который был известен с начала XVIII века как Вянгинская пристань, где делали перевалку грузов с речных судов на сухопутный транспорт и обратно. В 1715 году выше Вянгинской пристани была заложена государственная верфь. Старый Мариинский канал с его головным сооружением — шлюзом №4 — проходил по территории города.


По реке Вытегра курс на Белое озеро, средняя глубина которого 5,5 м. Волноваться нечего, осадка яхты немного меньше двух метров. Один из городов на этом озере — Белозерск — когда-то был центром Белозерского княжества, чей расцвет пришелся на конец XIII века. Позднее, при князе Дмитрии Донском, оно вошло в состав Московского государства. В городе сохранился примечательный земляной вал XV века, достигающий высоты 20 м. Пройдено и Белое озеро, впереди река Шексна. У ее истока в Крохино живописная, но затопленная церковь Рождества Христова, построенная в 1780 году. Из-за сооружения Волго-Балтийской системы, естественный уровень воды в озере поднялся примерно на два метра — среди затопленных населенных пунктов оказалось и Крохино.

Bоскресенский Горицкий женский монастырь на Шексне, чье основание относят к 1455 году, заметен издалека. За тремя каменным церквями и длинной цепочкой церковных хозяйственных помещений возвышается гора Маура, укрытая дубами, как крыша зеленой черепицей.

На всем пути больше дикой природы, чем цивилизации, но если сравнивать с тем, как было десять лет назад, то, по заверениям капитана, сейчас берега лучше укреплены, и видно, что деревни обновляются. В конце Шекснинского гидроузла, после шлюза идем через город Череповец, в котором в 1960-х годах строили морские суда на верфи Милютиных, — на этом заканчивается Волго-Балтийский путь.


Совершен переход через Рыбинское водохранилище, которое по праву также именуют Рыбинским морем. Это второе по величине после «Куйбышевского» искусственное море в стране. Кстати, если умножить площадь государства Монако в 2000 раз, то получится примерная площадь Рыбинского водохранилища. Оно действительно большое. Прежде на его месте были древнерусский город Молога и еще больше шестисот деревень. Их жителей переселили, и весной 1941 года началось заполнение территории водой.

Яхта Non Stop II уже на реке Волга, как известно, она течет долго. По ее воде проходим Углич, Мышкин, прямиком до Дубны. Но по дороге не только города, но и самые дикие места, получившие статус неофициальных символов всей Волги. Так, например, посреди реки у города Калязин возвышается знаменитая затопленная колокольня Никольского собора конца XVIII века.

Hачался Канал им. Москвы, а значит, пять дней пути уже на исходе, впереди только водохранилища. Дойдя до них, можно видеть то, чего почти не встречалось на пути: ухоженные поселки с гордыми названиями «Зеленый мыс» или «Лазурный Берег». Держим курс на Клязьминское водохранилище и яхт-клуб «Буревестник» — пункт назначения в большом пути.

У причала становится ясно, что пять дней — совсем немного для такого гигантского маршрута. Более того, в голове уже рисуется новый длинный путь. «Смотаться» на север Онежского озера к Кижам, прийдя на Волгу, останавливаться в ее ценнейших городах, подойти в том числе к Ярославлю и Костроме. В какой-то момент задуматься о том, чтобы уйти дальше, вглубь страны, насколько позволяет осадка, «разрешают» мосты и дозаправки. И ничего не бояться, просто двигаться нон-стоп, на раз-два, без лишних раздумий.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Frauscher-858-1017-1414-2019-06

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: