Парусные яхты
2015, 76 – Март-апрель

Хозяин прерий

Фото Hodgdon Yachts
Текст Виктория Струц
Экипаж Comanche хоть и уступил победу в гонке Сидней — Хобарт, однако выступал на лодке столь выдающихся достоинств, что она заслуживает подробного упоминания


Супермакси Comanche была построена в рекордно короткие сроки и рассчитана на рекордные скорости. Что нового привнес этот проект в яхтостроение и почему не смогла выиграть Rolex Sydney Hobart Yacht Race?

Весь яхтенный мир буквально гудел, ожидая появления этой лодки. Она анонсировалась как самый быстрый однокорпусник в мире, и долгое время процесс ее строительства был засекречен: слишком уж много технологических новшеств содержал проект. Но в своей дебютной гонке Сидней — Хобарт 2014 Comanche пришла к финишу второй, уступив яхте Wild Oats XI постройки 2005 года. Однако значит ли это, что все заявленные инновации не оправдали себя? Давайте познакомимся и с лодкой, и со всеми обстоятельствами подробнее.

Джим Кларк, техасский миллиардер, основатель компании Netscape и воротила Кремниевой долины, в яхтинге далеко не новичок. Он всегда любил привносить в жизнь под парусом высокие технологии: так, его 155-футовый шлюп Hyperion, спущенный на воду в 1998 году (Royal Huisman), был в этом отношении настолько продвинут, что получил прозвище «компьютер в форме яхты». С идеей построить самый быстрый в мире парусник Кларк обратился к специалистам Hodgdon Yachts. Семейная верфь в штате Мэн была основана в 1816 году (еще в эпоху клиперов!) и за почти 200 лет превратилась в лидера отрасли. Сейчас старейшая американская компания имеет несколько подразделений: Hodgdon Yachts выпускает моторные и парусные custom-яхты длиной до 60 метров, Hodgdon Defense Composites строит вспомогательные и военные суда, Hodgdon Custom Tenders — соответственно тендеры для суперъяхт, Hodgdon Interiors специализируется на создании интерьеров для яхт до 80 метров длиной, наконец, недавно открывшееся подразделение Hodgdon Yacht Services занимается вопросами сервиса, обслуживания и переоборудования судов.


Работа началась в сентябре 2013-го. Дизайн-проект был разработан Гийомом Вердье и компанией Van Peteghem Lauriot Prévost, которые и ранее занимались рейсерами. Мачта высотой 150 футов (45,7 м) была сконструирована и изготовлена новозеландской компанией Southern Spars. Такелаж заказали также в Новой Зеландии — специально для этого проекта фирма KZ Marine (в ее портфолио есть проекты яхт для Volvo Ocean Race) представила ряд нестандартных решений деталей в титане. Известно, что на Comanche вообще нет сервоприводов, облегчающих работу с лебедками: яхтсмены делают это вручную, зато получен значительный выигрыш в весе. Парусами занимался лидирующий мировой производитель North Sails, а президент этой компании Кен Рид был назначен шкипером Comanche. Напомним, он шестикратный чемпион мира в классе J/24, дважды был шкипером на Volvo Ocean Race и дважды — на яхтах America’s Cup, дважды признан яхстменом года в США.

Джиму Кларку не нужны были ни элегантный внешний вид, ни уж тем более роскошь в отделке. Речь шла вообще не о люксовом судне — по экстерьеру это стопроцентный гонщик, а интерьер Comanche мало отличается от спартанских условий на борту гоночных машин Volvo Ocean Race — хотя по стоимости лодка Кларка превосходит многие фешенебельные «миллионерские» яхты, предназначенные просто для прогулок под парусом. Кларк инвестировал в скорость. Так что технологии здесь применялись действительно космические.

Comanche — одна из крупнейших яхт в мире с корпусом, целиком изготовленным из композитного материала. Чтобы создать эту «скорлупку» длиной 30,48 метра, верфи Hodgdon Yachts пришлось модернизировать производственные мощности: был расширен цех для ламинирования и сушки, появилась холодильная камера размером с трейлер, а духовка для запекания композита у них на сегодня и вовсе самая большая в Соединенных Штатах.


Материал prepreg (сокращение от pre-impregnated — «с предварительной пропиткой»), из которого сделан корпус, по сути — полуфабрикат: слоистый наполнитель современных композитов, частично отвержденный и заранее пропитанный связующим полимерным термоактивным веществом. Его основу составляет армирующее волокно, свойства которого усиливаются за счет пропитки, чаще всего полиэфирной, эпоксидной, полиамидной и фенольной смолами, и хранить этот материал нужно в морозильных камерах, чтобы смола не высыхала преждевременно. Армированные слои укладываются определенным образом, перекрывая друг друга, и когда форма готова, ее помещают в камеру, куда нагнетается высокое давление, затем нагревают. Смола в препреге пропитывает слои и застывает. После полного высыхания отдельные компоненты интегрируются друг в друга и образуют единую структуру. Такая технология позволяет выпускать монолитные изделия сложных конфигураций, применяя минимальную инструментальную обработку. Материал активно используется в авиа- и ракетостроении, поскольку вдвое легче алюминия и прочнее его. Президент Hodgdon Yachts Тим Ходждон не скрывает гордости за свое предприятие: «Мы счастливы, что являемся одной из немногих верфей в мире, способных выполнять такие проекты и быть лидером в применении этой технологии в США».

Широкий, лаконичных обводов, почти плоский корпус Comanche напоминает гигантскую доску для серфинга. А вооружение таково, что, идя под парусом, лодка способна превысить теоретическую скорость корпуса. Площадь одного только спинакера — 1022 кв. метра! По словам Рида, «до этого проекта в мире не было ни одной яхты с подобным соотношением мощности к весу. По энерговооруженности это просто монстр». Спуск Comanche на воду состоялся в конце сентября 2014 года, и на первых же испытаниях в октябре она показала скорость 34,7 узла. Заявленный максимум — 40 узлов.


Имя лодка получила в честь индейцев команчи — это самое воинственное из племен, населявших некогда территории южных равнин США, «где прерии словно океан». Портрет индейского вождя, который выкрикивает боевой клич, да и агрессивная красно-черная раскраска, отсылающая к аналогиям с болидами «Формулы-1», явно работают на имидж: это нечто невероятно быстрое, стремительное, непобедимое!

Джим Кларк вспоминает: «Чтобы яхта успела выступить в декабре на регате в Австралии, огромные усилия пришлось приложить всем нам — и верфи, и экипажу. Я с волнением смотрел на результаты испытаний и видел, насколько высок потенциал Comanche. Участие в регате Rolex Sydney Hobart Yacht Race должно было стать боевым крещением как для лодки, так и для команды». Разумеется, он лично был в составе экипажа, который состоял из 21 человека.

В Австралии прекрасно знали, кто собирается вступить в бой за победу в гонке: один только беглый взгляд на корпус и вооружение Comanche оказывал на ее будущих соперников, как они сами говорили, мощное психологическое давление. Но было у новичка и слабое место: перед любой регатой команда должна как следует изучить свою яхту, настроить паруса — и времени на такую обкатку у американцев оставалось крайне мало.

Итак, участие в Rolex Sydney Hobart Yacht Race стало для Comanche не просто первым «выходом в свет», но и настоящим экзаменом — чтобы узнать, как поведут себя в предельной нагрузке паруса, такелаж и корпус, лучших условий, чем «мясорубка» Бассова пролива, не сыскать. Всего в регате участвовало 117 яхт, в том числе рекордное количество супермакси: кроме Comanche флот 100-футовиков составляли семикратный чемпион Wild Oats XI, Perpetual Loyal (в 2013-м она финишировала второй), RIO 100 и Ragamuffin.

При хорошем ветре около 15 узлов Comanche отлично стартовала и почти сутки лидировала в гонке, но при ослаблении ветра стала терять скорость. Рид говорил, что эта лодка вообще не для гонок вокруг буйков — она рассчитана на сильный ветер и длинные дистанции.

Шкипер Кен Рид, анализируя ситуацию, оптимистичен: «Едва начав ходовые испытания, мы понимали, что „объездить“ столь мощную лодку будет непросто. Команда изо всех сил старалась как можно лучше узнать все возможности Comanche до регаты. Вместе с тем мы понимали, что у соперников было гораздо больше времени для аналогичной задачи, так что шансы на победу мы оценивали вполне реалистично. В конце концов Rolex Sydney Hobart Yacht Race — лишь первый пункт в гоночном календаре Comanche. Список регат, где мы намерены участвовать, достаточно велик».

Уже точно известно, что в этом списке есть Transatlantic Race, Transpacific Yacht Race, Rolex Fastnet Race, Rolex Middle Sea Race — весь цвет самых трудных регат мира. Не исключено, что неугомонные Кларк и Рид попытаются установить на Comanche новый рекорд безостановочного кругосветного путешествия.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: