Мнение
2015, 78 – Июль-август

Даешь санкции!

Фото Валерий Василевский
Текст Иван Оньин
Иногда мне кажется, что в России любят кризисы. Возможно, кто-то считает это прекрасной возможностью заработать, другой думает, что это закаляет характер, а третьему и вовсе кажется, что это национальная забава и, если кризиса нет в мире, его обязательно нужно придумать

Не знаю. Знаю только, что яхтенная индустрия (не только в России, разумеется) крайне чутко реагирует на геополитическую и экономическую обстановку, и каждый раз, когда происходит «что-то», дилеры начинают затягивать пояса. Однако в наши дни происходит нечто загадочное, что может впервые привести к обратному эффекту именно на территории РФ. В кое-то время обострение ситуации может сыграть на пользу нашему яхтенному рынку и значительно улучшить его состояние. Позвольте объяснить.

Начну с того, что владельцы яхт в Европе медленно, но верно превращаются в граждан третьего сорта. Постоянно выдумываются новые налоги, новые правила, которые никто не понимает, как исполнять, и огромные штрафы за то, что вы чего-то нарушили, не понимая закона. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, верно? Чего только стоит (пока еще обсуждаемый) законопроект в Италии, согласно которому с каждого судна, оказавшегося на стоянке в колыбели Ренессанса, полагается взимать 100 евро в день дополнительных сборов в пользу государства. Размер того самого судна пока уточняется. Одно дело, если подобный налог будет собираться с судов от 40 м (болезненно, но терпимо), а что делать, если под действие закона попадут яхты длиной 11–12 м? Впрочем, повторюсь, закон пока находится на стадии обсуждения, но сам факт появления подобного законопроекта настораживает. Власти как бы намекают — нам нужны деньги, вы богаты, делитесь.


Следующая проблема заключается в том, что россиян перестали любить той пылкой любовью, что и раньше. Нет, разумеется, никто не будет шептаться у вас за спиной или бросаться помидорами — причины и следствия более прозаичны. Во-первых, русские больше не швыряют пачки банкнот в официантов с криком: «Гарсон, неси омаров!». Они научились считать деньги, они не хотят привлекать к себе лишнего внимания и более не являются «сверхдоходным объектом», который следует обожать и уважать. Во-вторых, многие компании не хотят связываться с русскими банками, кредитками и иже с ними. Опять-таки не потому, что брезгуют (деньги они любят не меньше других), а потому, что опасаются создать себе какие-либо проблемы и нарваться на проверку налоговых или других органов. Не говорю, что проблема носит глобальный характер, и сам бы не поверил, если бы не столкнулся с ней при попытке перевести не самую огромную сумму в Финляндию. Отсутствие сверхдоходов и потенциальная головная боль в будущем заставляют европейцев уклончиво отвечать, что яхт пока нет, стоянки закончились, а чартер расписан на год вперед. Я, разумеется, утрирую, но не так чтобы очень сильно.

Почему все это хорошо для российского рынка? А вот почему. Россия неожиданно для всех стала весьма привлекательной страной для яхтинга. Да, на Черном море пока меньше стоянок, чем хотелось бы, но инфраструктура там активно развивается и облагораживается. Если раньше прийти в порт Сочи было жутковато, то теперь там «город-сад». Если раньше можно было лишь выйти из того же порта Сочи и весело поболтаться на волнах, то теперь можно дойти до Адлера и Олимпийского комплекса. Можно устроить настоящий круиз и отправиться в Крым, пройдя через Туапсе, Геленджик, заскочить в Феодосию и завершить маршрут в Севастополе — появились варианты. К тому же здесь весьма удобный режим временного ввоза (а для выхода достаточно сгонять в дружелюбную Турцию), да и сама процедура стала весьма понятной и простой. У нас весьма гуманные условия стоянки (по сравнению с валютной Европой) и бесконечно гуманная стоимость топлива. Согласитесь, примерно 0,5 евро цента за литр существенно лучше 1,7 евро за литр. Если раньше можно было сетовать на отсутствие сервиса, то сейчас и с этой проблемой разобрались, при этом в России все опять-таки дешевле.


Раньше состоятельные россияне предпочитали проводить отпуск в своем доме где-нибудь на Лазурном Берегу, лениво потягивая коктейли. Сегодня они с удивлением обнаруживают, что стоимость содержания того самого дома с видом на море превышает стоимость содержания всей его российской недвижимости, перелеты дорожают, цены в евро более не радуют, и, вообще, надо что-то менять. Вот и потянулся тоненький ручеек яхт из Европы в Россию. Пока тоненький, как мне хочется верить. Правительство активно «помогает», обещая награды тем, кто вернется, и кары тем, кто останется. Почему это хорошо для рынка и инфраструктуры? Потому что из маргинального бизнеса это может превратиться в настоящую индустрию, в которой занято множество человек. Всевозможных судов в России в пересчете на человека ничуть не меньше, чем в Европе. Нас подводит огромная территория, которая раскидывает все эти большие и малые суда по разным точкам, не давая накопиться достаточному их количеству. Чем больше судовладельцев вернутся на родину, тем больше им потребуется топлива, обслуживания, запчастей, ресторанов, стоянок, капитанов и далее до бесконечности. Чем больше будет судов, тем обширнее и активнее будет рынок подержанных яхт. У потенциальных покупателей будет шире выбор и более конкурентные предложения. Ручеек, повторюсь, пока очень тоненький, но сам факт его наличия (а ведь это немыслимо еще пару лет назад) весьма обнадеживает. В данный момент участникам яхтенного рынка следует, пожалуй, создать лобби, главным девизом которого будет «Даешь большей санкций и налогов в Европе». Конечно, в таком случае может стать вопрос: где же брать яхты? Не извольте беспокоиться. Во-первых, их уже давно делают и в России, и они не вызывают никакого отторжения. Во-вторых, если весь «русский флот» придет обратно с «лазурных берегов», нужно будет скорее беспокоиться о нехватке мест для стоянки существующих судов, а не о недостатке яхт. Наконец, могут помочь китайские товарищи, которые строят весьма странные и зачастую забавные суда, но за ваши деньги и по вашим чертежам построят все что угодно, вплоть до плавающего Кремля.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: