Чартер
2016, 82 – Март-апрель

Мечта напрокат

Текст Дмитрий Киселев
В преддверии чартерного сезона на Средиземном море глава российского офиса компании Burgess Вилена Павлова рассказывает о нюансах круизов на чартерных суперъяхтах


Несмотря на осложнения в экономике и политике, россияне по-прежнему активно интересуются яхтами. Пока одни продолжают строить на заморских верфях поражающие воображение яхты вроде парусника A, другие активно пользуются плодами чужих трудов и фантазий на правах аренды. По словам главы российского офиса известного яхтенного брокера Burgess Вилены Павловой, в 2015 году россияне были активны на чартерном рынке. «Лето 2015 года было для нас успешным, — говорит Вилена Павлова. — На рынке ощущалась нехватка яхт, и владельцам чартерных яхт реже приходилось давать скидки, чтобы обеспечить загрузку судна в высокий сезон. Основной поток клиентов, как и раньше, шел из США. На втором же месте оказались российские заказчики. Несмотря на снижение общего количества чартеров, купленных россиянами, они выбирали более дорогие яхты, и их средний чек вырос. В целом россияне принесли 14% от совокупной выручки за 2015 год».

В Burgess ожидают, что в 2016 году яхтенный чартер останется востребованным россиянами, и cоветуют не медлить с бронированием, в особенности если ваша цель — престижные события вроде Гран-при «Формулы-1» в Монако (26–29 мая) или Каннского кинофестиваля (11–22 мая). Тем более что сам по себе процесс организации чартера требует времени.


Кто-то может решить, что арендовать большую яхту — все равно что забронировать отель, только дороже. Отнюдь. Как и в любом деле, здесь есть масса нюансов, которые только прибавляют головной боли к извечной проблеме выбора. Особенно если вы делаете это впервые.

ПЕРВЫЕ ШАГИ

Прежде всего, определитесь с яхтой и регионом. Яхта должна соответствовать размеру и характеру вашей компании. Современная моторная яхта станет идеальным выбором для отдыха семьи с детьми. Парусные яхты больше подходят взрослым компаниям, где каждый является энтузиастом этого вида судов. Зачастую яхты привязаны к определенному региону плавания, и за перегон в нужную вам акваторию придется доплачивать. Желательно, чтобы у вас было понимание того, как именно вы будете отдыхать — изучать достопримечательности и обедать в лучших ресторанах, заниматься дайвингом и водными видами спорта, ловить рыбу или путешествовать по диким местам. От этого зависит, какое оборудование должно быть на борту арендуемой яхты. На большинстве чартерных яхт (если не считать серьезных эксплореров с разнообразным оснащением, вплоть до амфибий и субмарин) выбор примерно один и тот же: тендер, гидроциклы, морские каяки, скутеры Seabob, удочки, водные лыжи, виндсерфинг, надувные «ватрушки», акваланги. Если вам нужно что-то особенное, например флайборд или горные велосипеды, их, скорее всего, придется заказывать отдельно.


Вооружившись датами, обширным перечнем названий яхт, парой-тройкой направлений вашей мечты и списком предполагаемых активностей, вы можете смело обращаться к брокеру.

ДОГОВОР И ОПЛАТА

После подтверждения доступности выбранной яхты вы получите на подпись стандартный договор аренды на условиях MYBA. Если вы планируете сесть на яхту или покинуть ее не в порту приписки, от вас может потребоваться дополнительная плата за перегон (delivery/redelivery fee). О необходимости оплаты вы будете проинформированы заранее, и она будет прописана в договоре аренды наряду со всеми прочими необходимыми платежами и сборами.

На сайтах всех чартерных компаний обычно указано две стоимости недельного чартера: в высокий и низкий сезон. Цены высокого сезона действуют в периоды пиковой загрузки, то есть в июле-августе и в новогодние и рождественские праздники, а также во время таких мероприятий, как Гран-при Монако и Каннский кинофестиваль. Все остальное время действительны цены низкого сезона.


В соответствии с европейским налоговым законодательством стоимость чартера, расходы на перегон яхты и покупку топлива для чартеров в европейских водах облагаются НДС. В некоторых странах также взимаются дополнительные местные налоги и сборы. Также из-за особенностей налогообложения не все яхты доступны для чартера в водах США.

После подписания договора вносится депозит в размере 50% от стоимости чартера. Это гарантия вашего бронирования. Вторая половина вместе с депозитом на дополнительные расходы (Advance Provisioning Allowance) и всеми прочими платежами и сборами перечисляются обычно за несколько недель до начала чартера.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РАСХОДЫ И СТРАХОВКА

Депозит на дополнительные расходы (Advance Provisioning Allowance, далее APA), вносимый одновременно с остатком стоимости чартера, по условиям MYBA cоставляет 25–30% стоимости чартера и покрывает заправку топливом, закупку провизии и напитков, оплату стоянок в портах и различные непредвиденные расходы. APA нужен для того, чтобы к моменту вашего прибытия яхта была полностью заправлена, загружена провизией и готова к выходу в море. Вы в любой момент можете получить отчет по всем расходам. В случае превышения APA во время круиза дополнительные расходы оплачиваются наличными на месте. Как правило, к таким расходам относятся ГСМ для яхты и тендеров, местные налоги и сборы, услуги лоцмана, портовые и береговые сборы, оплата стоянки, таможенные сборы, платежи за воду и электричество, услуги прачечной, провиант, включая спиртные и безалкогольные напитки для арендатора и его сопровождающих, оплата интернета и телекоммуникаций. Все неизрасходованные средства будут возвращены вам в полном объеме.


«Мы настоятельно рекомендуем нашим клиентам приобретать страховку от отмены или сокращения чартера (Сancellation & Curtailment) на случай непредвиденных обстоятельств, — говорит Вилена Павлова. — Помимо этого все члены группы должны иметь медицинскую страховку и страховку от несчастного случая, а их личное имущество — застраховано от кражи, утери или порчи. Разумно застраховать и другие риски, например, персональную ответственность. Все это можно сделать с помощью брокера».

БУДЬТЕ КАК ДОМА, НО НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО В ГОСТЯХ

За несколько недель до приезда на яхту с вами свяжутся, чтобы узнать обо всех особых предпочтениях, диетах, аллергиях, музыкальных вкусах и прочем. В холодильниках будет ваша любимая марка пива, в ванной — привычная вам косметика, а в бортовой медиатеке — вся дискография Шарля Азнавура или группировки «Ленинград», смотря что вы предпочитаете.


Примерный маршрут чартера согласовывается заранее и максимально включает в себя все пожелания клиента, но, безусловно, корректируется капитаном. Насколько детально планируется маршрут, зависит от клиента. «Некоторые предпочитают ориентироваться на месте, и тогда фиксируются только порты посадки и высадки, — говорит Вилена Павлова, — но при таком варианте велика вероятность, что будет трудно, например, получить разрешение на стоянку в том или ином месте (марина может быть полностью занята). Также бывают закрытые для яхт охраняемые природные зоны и места, где запрещено кататься на тех же гидроциклах. На островах Поркероль запрещена стоянка яхт свыше 60 м. Ограничением также может служить мелководье. Но в любом случае капитан и брокер сделают все возможное, чтобы удовлетворить пожелания клиента».

В период чартера капитан и экипаж яхты обязаны относиться к арендатору так же, как если бы он являлся владельцем. Они должны выполнять все разумные приказы арендатора в части движения и эксплуатации яхты, при условии что погода и иные обстоятельства дают возможность это сделать. Однако капитан не должен подчиняться приказу, в результате которого может быть нарушено законодательство, яхта, гости или третьи лица либо их имущество будут подвергнуты опасности, либо судно не будет вовремя возвращено владельцу по завершении чартера. Чартер теоретически может быть прерван, если не выполняются условия контракта (например, если на борту найдены или употребляются запрещенные препараты). Однако в любой конфликтной ситуации капитан и брокер всегда ищут компромисс.


Использование джетски и другого подобного инвентаря в некоторых регионах может быть запрещено или ограничено, кроме того, гостям необходимо иметь «права» на управление. Если вы не располагаете таковыми, то зачастую сможете пройти экспресс-обучение прямо на яхте (для этого среди членов экипажа, как правило, есть сертифицированный инструктор). Капитан имеет право запретить гостям использовать то или иное оборудование, в случае если гость пьян или есть сомнения в его способности адекватно управляться с данным инвентарем.

Поскольку все яхты, доступные для аренды, частные, то правила использования яхты устанавливает владелец. На большинстве яхт запрещено курение. Однако требования разнятся от яхты к яхте, поэтому лучше всего проконсультируйтесь, чтобы знать точно. Тем не менее курить в каютах нельзя на всех яхтах без исключения — по правилам безопасности. Многие владельцы не разрешают, чтобы на борту были клиенты с животными (хотя некоторые не против присутствия небольших собачек), встречаются ограничения для клиентов с детьми (до определенного возраста), но все подобные вопросы детально и тщательно обсуждаются с клиентами еще на стадии подбора яхты.


ЧАЕВЫЕ

Вознаграждение экипажу остается целиком на усмотрение клиента, хотя в соответствии со сложившейся практикой клиенты, довольные чартером, традиционно благодарят гостеприимный и заботливый экипаж. По умолчанию принято оставлять «на чай» 10% от стоимости чартера, но вы, естественно, можете дать как больше, так и меньше — в зависимости от того, насколько вам понравилось обслуживание. Лучше всего передать чаевые непосредственно капитану, который разделит их поровну между всеми членами экипажа. Так вы можете быть уверены, что награда достанется не только тем, кто непосредственно ухаживал за вами, но и не менее важным членам команды, которые не попадают в поле зрения гостей — например, механикам.


ГДЕ ПОБЫВАТЬ В ЭТОМ СЕЗОНЕ

9–17 апреля
MONTE-CARLO ROLEX MASTERS
Престижный теннисный турнир с видом на море

11–22 мая
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Главное светское событие весны

19 мая
СINEMA AGAINST AIDS
Благотворительный гала-вечер в отеле Eden Roc в Антибе

26–29 мая
Гран-При «Формулы-1» в Монако. Королевские гонки по улицам Монте-Карло

7–11 июня
LORO PIANA SUPERYACHT REGATTA
Регата больших парусников на Сардинии

31 августа — 10 сентября
ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Старейший в мире фестиваль кино на острове Лидо

28 сентября — 1 октября
MONACO YACHT SHOW
Самая престижная выставка яхт в мире

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: