Моторные яхты
2003, 04 – Февраль-март

Яхта для принца

Семья моторных яхт серии Squadron пополнилась в 2001 году новым судном – Squadron 58. Эта модель не просто заняла место в ряду эксклюзивных круизных яхт длиной от 52 до 72 футов. По мнению многих специалистов это большая удача английских яхтостроителей. Поговаривают, что она – лучшая из лучших. Понимают это и на Fairline. Недаром журналисты, сопровождавшие принца Эндрю на открытии новой верфи Fairline, отметили, что больше половины новых производственных мощностей отданы 58-у


Концепция этой яхты родилась из опыта эксплуатации выпускавшегося с 1993 года Squadron 56 и с 1996 года — Squadron 59, его удлиненной модификации.

Оставив почти неизменным архитектурно-планировочное решение внутренних помещений, команда дизайнеров Fairline полностью изменила внешний облик новой яхты. При первом взгляде на 58-й обращают на себя внимание черты, которые в Америке относят именно к особенностям европейских яхт: элегантные формы надстройки больше похожи не на произведение судовой архитектуры, а на работу автомобильных дизайнеров в стиле «soft line»; иллюминаторы с формой сильно вытянутых глаз словно вглядываются в вас.

Конструктор яхты Бернард Олесински модифицировал и форму корпуса. На яхте использованы остроскулые обводы с брызгоотбойниками вдоль всей скулы и днищем типа «глубокое V» с углом килеватости у транца 18°. Днище снабжено несколькими продольными реданами вдоль каждого борта. Винты утоплены в полутуннели, отформованные в кормовой части.

Одним из успешных решений дизайнеров яхты является планировка ставшего более просторным флайбриджа. Если обычно корпус является «белым листом», на который нанесен рисунок иллюминаторов, то в данном случае основной массой выглядит темная полоса остекления носовой части судна. А на этом темном фоне проведены две изящные белые линии: одна связывает носовую часть флайбриджа с кормой судна, другая же зрительно объединяет невесомую часть «летящего мостика» с носом судна. Этот прием создает иллюзию абсолютной невесомости конструкции и подчеркивает ее динамичность.


Верхний пост управления яхты с тремя сиденьями размещен по центру. Между постом управления и прозрачным ветрозащитным козырьком — место для солнечных ванн для двоих. Справа от поста — сиденье, которое при желании превращается в кресло-шезлонг. Таким образом, вокруг штурвала могут с удобством расположиться шесть человек, включая рулевого, что позволяет ему соединять удовольствие от управления мощной яхтой с удовольствием от общения с друзьями.

Пост управления является по-настоящему эргономичным и комфортабельным. Экраны основных навигационных приборов: картплоттера, радара, эхолота, лага, аксиометра — расположены так, что постоянно находятся в поле зрения рулевого и штурмана. Датчики контроля за режимом работы двигателей помещены над штурвалом. Трудно представить себе положение солнца, при котором эти приборы будут давать блики в глаза рулевого или штурмана, тем более что положения штурвала и сиденья рулевого легко регулируются.

Слева от стандартного навигационного оборудования достаточно места практически для любого дополнительного оборудования. Нелишним здесь будет приемник погоды и навигационных сообщений NAVTEX; кроме его антенны на радарную арку просится антенна сотового телефона с усилением сигнала. С такой антенной почти никогда не понадобится спутниковая связь, пригодится она и на внутренних водоемах. Полезно вместе с обычным эхолотом установить впередсмотрящий сонар, а при частых швартовках в незнакомых местах — и эхолот с кормовым обзором.


От кормовой части флайбриджа зону управления отделяет простая функциональная H-образная радарная арка, чем-то напоминающая архитектуру буддийских храмов. Отвлекают от погружения в медитацию встроенные в основание арки бар, холодильник для напитков и барбекю-гриль.

Увеличенная площадь платформы для купания с местом, достаточным для хранения разъездной лодки и гидроцикла, позволила освободить в кормовой части флайбриджа место для обедов на свежем воздухе. Вокруг регулируемого по высоте стола установлены диваны в виде полукольца. Эта расположенная над водой на высоте 4 м «терраса» является идеальным местом для сбора всей путешествующей компании в теплые летние ночи.

Отчаянные любители загара получили большой дополнительный пляж в носовой части верхней палубы. С флайбриджа встроенный трап ведет в покрытый тиком кокпит с удобными диванами — еще одно место, где может собраться вся компания, на этот раз — чтобы спрятаться от палящего солнца или дождя в тени флайбриджа, удлиненного почти до кормы.


В кокпите расположен люк машинного отделения внушительного размера. Спустимся вниз. Между двигателями — высокий проход, позволяющий обслуживать их не сгибаясь. При установке двигателей Caterpillar или MAN подход со стороны бортов затруднителен. Более компактные по ширине Volvo Penta в этом смысле предпочтительнее. Следует учитывать также, что MAN потяжелее, а Caterpillar — шумнее. Какому двигателю отдать предпочтение — это самый главный вопрос при выборе опций. Ответ на него определяется в основном предполагаемыми районами и задачами плавания. Предположим, что в эти задачи входят большие переходы от одного излюбленного района к другому: Греция, Хорватия, Сицилия, Западная Италия, Сардиния, Корсика, Лазурный берег, Балеары. Наверное, в этом случае из двигателей следует выбрать 700-сильный Volvo Penta, на круизной скорости он обеспечит наибольшую экономию топлива при достаточном запасе мощности. При скоростных выходах на week-end лучшим будет 800-сильный MAN или Caterpillar (по данным независимых испытаний, с ними яхта идет со скоростью 34 узла).


Из кокпита через два прохода по бортам спуск на платформу для купания. Здесь, кроме трапа для купания, имеются другие, очень полезные приспособления и помещения. Во-первых, большие рундуки для хранения швартовых, кранцев и т.д.; во-вторых, выдвижной, регулируемый по длине и высоте трап (не надо карабкаться на высокие стенки набережных, если швартуешься где-нибудь в центре Ялты или Ниццы). Его, кстати, можно использовать как подкидную доску для ныряния. Кроме того, он снабжен приспособлениями, превращающими его в кран-балку, — ничего не стоит спустить на воду тяжелую надувную лодку с жестким днищем и подвесным мотором или водный мотоцикл. Вообще палуба не загромождена лишними механизмами и приспособлениями: так, якорная цепь проходит сквозь корпус, оставляя палубу чистой; кранцы и швартовы убраны в рундуки; и даже запасной гребной вал, вещь такая же нужная, как запаска в автомобиле, нашел свое место в специальном рундуке.

Squadron 58, более короткий, чем его предшественник 59-й, стал при этом почти на полметра шире, что не только улучшило пропорции внутренних помещений, но и позволило уменьшить время выхода на глиссирование. Конечно же изменилась энерговооруженность: предлагаются к установке два двигателя общей мощностью до 1600 л.с.


Целью всех этих усовершенствований было совместить высокую мореходность с еще большей скоростью (до 34 узлов), понизить сопротивление при выходе на глиссирование, уменьшить ходовой дифферент и брызгообразование, увеличить дальность плавания без захода в порты.

Удалось ли это? Совершим короткий драйв-тест, а затем сравним свои впечатления с мнениями владельцев этих яхт, профессиональных капитанов и независимых экспертов.

Пройдем по палубе к носовым швартовым. Это происходит легко и быстро благодаря широким проходам по бортам судна, высоким релингам (0,8 м) и боковым поручням. Кстати, это удобно и для впервые попавших на борт гостей, особенно тогда, когда их много и они почему-то непрерывно движутся, обходя судно.

Выходим. Короткая крутая волна около метра. Ветер узлов 20 (7—10 м/с). Разворачиваемся ему навстречу. Газ на «полный». В первый момент яхта слегка задирает нос, через 10 с уже выходит на глиссирование, а через 20 с -– 33 узла и устойчивый ход! Через несколько минут становится ясно, что это серьезное мореходное судно: оно легко идет через нерегулярную встречную крутую волну, лишь слегка подрагивая. И это при 30-узловой скорости! При большем волнении сильно заостренная носовая часть лишь иногда соприкасается с водой. Сейчас на флайбридж не попадают даже брызги, хотя уже стоит надеть защитные очки. 30 узлов хода и 20 узлов встречного ветра — как на мотоцикле.


С усилителем руля Teleflex и электронным управлением одновременно газом и реверсом чувствуешь себя уверенно, как на спортивном автомобиле. При повороте на обратный курс возникает ощущение, что движешься по овальному треку с углом наклона градусов 15, что позволяет уверенно выполнять поворот на скорости больше 20 узлов, и только откатывающаяся наружу высокая волна напоминает, что управляешь яхтой на неспокойном море.

Встречный ветер и начавшийся дождь заставляют спуститься на нижний пост управления. Предварительно убедившись, что вблизи по курсу нет никаких опасностей, ставим управление на «авто». Яхта идет на автопилоте, отклоняясь от курса на волне не больше чем на 1—2 градуса. Первым делом на новом месте включаем стеклоочистители переднего обзора. Все в порядке. На этом посту тот же набор навигационных приборов: GPS-картплоттер, экран радара, эхолот и лаг, датчик температуры воды за бортом, автопилот, индикатор положения пера руля, компас, многочисленные датчики. Шум от двигателей здесь слышнее, чем на флайбридже, но не превышает громкости обычного разговора. Нажатием кнопок легко установить комфортное положение кресла рулевого. Видимость по курсу и по сторонам для нижнего поста отличная. Чтобы наблюдать за тем, что там в кормовой четверти, приходится посматривать на экран радара. Скоро возвращаться в марину и швартоваться. Подойдем к ближайшему бую и покрутимся вокруг него на малых ходах. Яхта легко слушается рулей и быстро отвечает на разницу в оборотах двигателей. При работе их «враздрай» и помощи носового подруливающего устройства уверенно разворачивается на пятачке. Даже при 20-узловом ветре легко подходит к бую со всех курсов кормой.


Эта удивительная послушность в управлении позволяет легко швартоваться в тесных, переполненных судами средиземноморских маринах. Недаром еще недавно на Балеарских островах можно было взять в чартер, не имея шкиперской лицензии, из яхт такого класса только Squadron 58. Один пробный выход с инструктором — и вперед!

Ошвартовавшись, можно уделить все внимание интерьеру яхты и представить, как в ней здесь жить. Ведь общая концепция Fairline — мы строим яхты, на которых комфортно жить самим и принимать гостей.

Что ж, попробуем осмотреться и начнем с кокпита. Кокпит, как открытая часть судна, позволяет наслаждаться ощущением движения судна, любуясь прибрежными пейзажами. Козырек защищает от палящих лучей солнца, удобный диван снабжен мягкими подушками. Их расцветку можно выбрать по своему усмотрению: элегантную полоску, однотонную ткань синего, серого или бежевого цвета.


Первое помещение, в которое вы попадаете, минуя грань между пространством внешним и внутренним, — это салон. Ограждение между кокпитом и салоном выстроено из стеклянной перегородки с ритмичным шагом металлических никелированных стоек. Часть этой перегородки отодвигается, образуя вход в салон. Остекление, в которое стилистически включены и иллюминаторы правого и левого бортов яхты, образует мощный полукруг, форму которого подчеркивают декоративная розетка на потолке салона и игра источников искусственного освещения. Если на перегородке задернуты тяжелые портьеры, то прозрачный полукруг превращается в плотную стену и два оконных проема динамичной горизонтальной формы. Пространство салона приобретает четко очерченные границы и создает ощущение целостности внутреннего пространства судна.

Интерьер салона делится на нескольких разных функциональных зон. Зонирование помещения производится как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной. Этот прием позволяет разместить на довольно ограниченном пространстве и зону отдыха, и кухню, и обеденную зону, и центральный пульт управления, не говоря уже о многочисленных приборах, шкафах и прочих необходимых предметах меблировки помещения и оборудования судна. Причем решается эта задача настолько мастерски, что помещение кажется большим и просторным.


Итак, по порядку. Гостевая зона салона включает в себя полукруглый кожаный диван, журнальный столик красного дерева и бар. Эта часть салона располагает гостя к неторопливой беседе и прекрасному отдыху в уютном уголке. Обивка мягкой мебели может быть замшевой, однотонной или с цветной выделкой, или тканевой. Многообразие цветов, расцветок и фактур позволяет использовать в интерьере самые изысканные и экстравагантные сочетания.

Овал стола, находящегося у гостевого дивана, облегчен использованием стекла, обрамленного изгибом деревянной рамы в качестве столешницы. Благодаря этому столик не производит впечатления массивной горизонтальной поверхности, а подчеркивает игру овальных доминант интерьера.

Напротив гостевой зоны располагается невысокий шкаф для теле- и видеоаппаратуры, оборудованный также секцией со множеством полок и ящиков. Искусство дизайнеров позволило столь габаритный и функциональный предмет мебели выполнить настолько деликатно, что он производит впечатление гибкой волны, легко обогнувшей правый борт судна. По желанию вы можете заказать разные породы дерева — клен или вишню — для изготовления мебели и отделки предметов интерьера.


Немаловажным элементом гостевой зоны салона является бар. Стеклянные дверцы бара обрамлены массивом дерева. Его функциональная часть обращена к дивану и находится в непосредственной близости от сидящих, а боковая поверхность плавно переходит в массив мебели для кухни, куда мы с вами и последуем.

Зона кухни расположена в правой части салона, если рассматривать зонирование по горизонтали, несколькими ступенями ниже уровня гостиной. На небольшой площади находится абсолютно все, что может быть необходимо на кухне: плита, мойка, холодильник, рабочий стол, масса шкафчиков. Совершенно фантастическим образом по периметру изящных шкафов размещается не только посуда, но и поварская утварь, и запас продуктов, и моющие средства.

Еще одной особенностью Squadron 58 является подсобное помещение, попасть в которое можно, спустившись из кухни. Там и стиральная машина, и гладильная доска, и багажное отделение, и огромный холодильник для запаса провианта. А еще там можно хранить складные тиковые стулья и столик, обычно занимающие свое место в кокпите. Главное, чтобы об этом «чуланчике» не знала женщина, и тогда хоть какая-то часть подсобки будет оставаться свободной!Чтобы перейти из гостевой части салона в обеденную зону, необходимо подняться на пару ступеней. А визуально функцию разграничения этих пространств несет вертикаль трапа, ведущего из салона на флайбридж. Трап выполнен из металлического косоура и проступей из массива дерева. И если общий стиль интерьера яхты более всего близок к викторианскому модерну, то именно в решении этой детали чувствуется попытка архитекторов привнести в композицию дуновение свежего ветерка современной эклектики.


Итак, мы в обеденной зоне салона. Кресла здесь имеют более строгую форму, а отсутствие бесконечного числа маленьких подушек может провоцировать на чисто мужские разговоры. Форма стола — правильный овал, а его высота позволяет комфортно принимать горячую пищу. Диван огибает стол полуовалом, обращая сидящих к центральному посту управления. Центральный пост управления находится на подиуме. Он оборудован двумя эргономичными креслами Recaro, положение спинок которых регулируется. Это самое высокое место в салоне.

Все помещения на судне кондиционированы, причем каждое «обслуживает» в желаемом режиме свой компрессор. Выводные отверстия кондиционеров мастерски вписаны в детали интерьера помещений с помощью изящных решеток красного дерева.

Следующая зона судна — зона спален. В носовой части яхты находится мастер-каюта. Она имеет форму шестиугольника с округлыми гранями, в который вписана полноценная двуспальная кровать. Дверь отнесена от кровати на приличное расстояние, что весьма добавляет объемности этому пространству, а его комфортность увеличивается благодаря обилию совершенно незаметных, но очень функциональных ящиков и шкафчиков. Чувства, посещающие обитателей этой магической каюты, могут быть совершенно разнообразны в зависимости от деятельности, которая разворачивается на этом пространстве. Но бесспорно одно: это место на судне является самым романтичным и уютным.


Смежным помещением с мастер-каютой, естественно, является санузел. Помещение с прекрасной отделкой и санитарным оборудованием высшего качества имеет круглую душевую кабину, умывальник, унитаз. Следует отметить, что вертикальные поверхности помещения отделаны пластиком, пол — тиком в элегантную полоску, а горизонтальные поверхности мебели умывальника — искусственным мрамором. Гостевой санузел также имеет такую же площадь и оборудование, как и санузел мастер-каюты. Попасть в него можно из коридора между каютами.

По правому борту судна находится гостевая спальня. Здесь расположены две кровати и платяной шкаф. Потолок каюты имеет сложную форму, обусловленную технологическими параметрами судна, так как это помещение находится под центральным постом управления. Мягкая обивка стен и потолка имеет фактуру кожи и прекрасно «обволакивает» все выступы, создавая ощущение приятной защищенности и интимности пространства. В нижней части кроватей находятся вместительные ящики, так что при минимальном объеме помещения оно содержит максимум полезной площади, на которой установлено все необходимое оборудование спальной комнаты.


VIP-каюта находится по левому борту судна. Большая двуспальная кровать, платяной шкаф, ящики под кроватью и прекрасный рабочий стол — вся меблировка помещения осуществлена таким образом, что не возникает сомнений в том, что под шум волны, в полночный час, прекрасные музы оспаривают друг у друга право присутствия в этой каюте. Следует также обратить внимание на то, что и здесь потолок имеет сложную форму. Но в данном случае эта технологическая особенность блестяще обыгрывается, вызывая вопрос, что было первичным — технические нужды или художественное решение.

Спорным является оформление бра спальных кают. В них используются два вида металла — белый и желтый. Декор кают является настолько изысканным и фешенебельным, что необходимость применения желтого металла в дополнение к белому становится весьма сомнительной.

В целом хочется отметить, что яхта лишена недостатков, нередко присущих тем лодкам, в проекты которых пытаются внести архитектурно-планировочные и конструкторские решения яхт другого класса. Squadron 58 отличают соразмерность форм, отличные мореходные и скоростные характеристики, повышенное внимание к комфорту и, конечно же, безупречное качество от киля до радарной арки.

Squadron 58 – блестящий пример эволюционного развития конструкций и стайлинга, свойственных Fairline. В то же время новые дизайнерские и технические решения, реализованные при создании этой лодки, оказались настолько удачны и были так высоко оценены владельцами яхт, что нашли свое достойное продолжение как на больших, так и на меньших собратьях по семейству.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: